Решение... Советы... Windows 10

Мастер-класс "кейс технологии в образовательном процессе". Кейс – метод как педагогическая технология татаринова галина владимировна, учитель технологии мобу маганской сош. Кейс-технология в образовании: общая характеристика

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ветлужский районный дом детского творчества

Методическая разработка

Занятия кружка

«Тестопластика»


по теме

«Использование кейс-методов в кружковой работе»


Ганзина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования

г. Ветлуга, 2014 год

Введение…………………………………………………………………………...3

    Теоретическая часть……………………..………………….………......4

    1. Понятие и виды кейс-технологий………………………………………...4

      Использование кейс-технологии в рамках общеобразовательного процесса…….………………………………………………………..……6

    Практическая часть……..……………………………………………...8

    1. Планирование занятия с применением кейс-метода…………..…….....8

      План – конспект занятия по теме «Правильность приготовления соленого теста»……………………………………………………….…...8

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………......……………………………….16

Приложение №1………………………………………………………………….17

Приложение №2………………………………………………………………….18

Введение

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ слов педагога или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Целью работы является: разработка занятия кружка «Тестопластика» с использованием кейс-технологии.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач :

    изучить теоретический аспект и историю метода кейсов;

    составить план занятия по теме «Правильность приготовления соленого теста» с применением кейс-технологии;

    проанализировать и оценить эффективность использования кейс-технологии на занятиях кружка.

Логика исследования определила структуру данной работы, которая включила в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение и библиографический список.

При подготовке методической работы были использованы учебная литература, статьи из педагогических научно-методических изданий и электронные ресурсы.

    Теоретическая часть

      Понятие и виды кейс-технологий

Ключевым компонентом технологии ситуационного анализа является кейс. Это та реальная жизненная проблемная ситуация, которая запускает процесс познания на занятии. Вместе с тем, кейс – это комплексный дидактический инструмент, включающий в себя не только описание реального события, но и методические приемы, обеспечивающие его анализ и осмысление. Поэтому от качества выбранного или созданного педагогом кейса во многом зависит успех всей работы на занятии.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

В ходе становления и применения технологии специалистами было создано огромное количество кейсов, так что со временем появилась необходимость в их классификации. Следует отметить, что единых критериев для классификации кейсов на данный момент не существует, и каждый автор систематизирует кейсы по своим основаниям. Тем не менее, знание основных видов кейсов поможет педагогу сделать оптимальный выбор вида кейса с учетом специфики содержания конкретной изучаемой темы.

    По способу их создания

    Полевые – кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация, основанная на реальных фактах, связанная с реально существующими объектами, явлениями, людьми.

    Кабинетные – кейсы, которые представляют собой типическое обобщение множества реальных фактов. Создаются тогда, когда для иллюстрации какого-либо явления или процесса трудно найти единичный реальный пример.

    По структуре

    Структурированные кейсы (highly structured case) - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.

    Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

    Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

    По размеру

    Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.

    Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.

    Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжен вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.

Кроме того, различаются кейсы, в которых четко сформулирована проблема, и обучающимся необходимо найти пути ее решения, и кейсы, в которых четкой формулировки проблемы нет – её необходимо сначала самостоятельно сформулировать, а затем предложить варианты решения.

      Использование кейс-технологии в рамках общеобразовательного процесса

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию метода кейсов в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности. Кейс-технологии за счет ориентации на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты очень многих сфер деятельности, позволяют повышать мотивацию учения у учащихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Применение данной педагогической технологии дает возможность развивать важные интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

«Кейс» - метод опирается на совокупность дидактических принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения;

2. Максимальное предоставление свободы в обучении;

3. Обеспечение достаточным количеством наглядных материалов;

4. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» учащихся большим объемом теоретического материала;

5. Обеспечение доступности педагога для учащегося;

6. Формирование у учащихся навыков самоуправления, умения работать с информацией;

7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств учащихся.

Организация работы учащихся на основе кейс - технологии

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности учащихся с данной информацией.

Возможны следующие альтернативные варианты:

    Учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.

    Учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

    Учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике.

Этапы организации учебного процесса

1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)

2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления)

3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)

4. Итоговый (Основная задача этого этапа – представить и обосновать решение по кейсу).

Основными этапами кейс-технологии на занятиях кружка «Тестопластика» являются:

    подготовка и предоставление педагогом учебно-методического материала по изучаемой теме ученику;

    планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;

    обязательное обобщение изучаемой темы педагогом, выявление пробелов в изучении вопросов темы и их устранение;

    диагностика и рефлексия результатов деятельности по окончании изучения темы.

Технологическая схема создания кейса:

1. Определение того раздела образовательной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).

4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

5. Определение источников и методов сбора информации.

6. Выбор техник работы с данным кейсом.

7. Определение желаемого результата по работе учащихся с данным кейсом (составление листа оценки).

8. Создание кейса и его апробация в процессе обучения.

    Практическая часть

Использование кейс-метода на занятиях кружка «Тестопластика»

по теме «Правильность приготовления соленого теста»

2.1. Планирование занятия с применением кейс-метода

Главными целями применения кейс-метода являются следующие:

    обобщение, активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении темы;

    умение анализировать ситуацию, разбираться в сути проблем, предлагать возможные варианты решения и выбирать лучший из них;

    развитие навыков учащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;

Основная задача: обращение к жизненным реалиям для их последующего осмысления и преобразования.

Количество и состав участников:

1) учащиеся кружка «Тестопластика» разбиваются на 2 группы,

2) экспертная комиссия в лице педагога,

4) главным действующим лицом, которое будет задавать ритм и ход урока, является педагог.

Методические советы на подготовительный период, необходимые для проведения занятия:

Обстановка в классе должна быть соответствующей: столы необходимо расставить так что бы четко прослеживалось их деление на 2 группы.

На доске представлены наглядные материалы по способам приготовления соленого теста, инструментов для работы.

Раздаточный материал (продукты, и инструменты для приготовления соленого теста).

При составлении данного занятия был использованы интернет-ресурсы, где представлен опыт работы по кейс-техноологиям.

      План – конспект занятия

Тема: «Правильность приготовления соленого теста».

Возраст: 7 лет (1 класс)

Цель деятельности педагога

    знакомство детей с различными рецептами приготовления соленого теста для изготовления поделок;

    обучение приёмам приготовления соленого теста;

Задачи деятельности педагога

Дидактические:

    ознакомить с продуктами, из которых готовят соленое тесто мука, соль, вода, клей ПВА, крахмал), с материалами и инструментами для приготовления теста;

    ознакомить с правилами мытья посуды.

Развивающие:

    развивать навыки по приготовлению соленого теста,

    развивать наблюдательность в работе; познавательные интересы и логическое мышление.

Воспитывающие:

    воспитывать эстетический вкус,

    воспитание сотрудничества работы в группе.

Оборудование

Наглядные материалы с изображениями материалов, инструментов для приготовления соленого теста, продукты для приготовления теста.

Тип занятия

Постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные: познакомятся с историей возникновения соленого теста, с приемами приготовления теста и безопасных приемов труда при приготовлении теста; с помощью педагога осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности

Метапредметные:

Познавательные : добывают новые знания; находят новые ответы на вопросы, используя информацию, выложенную в кейс, свой жизненный опыт, используя информацию, полученную на занятии от педагога;

Регулятивные : определяют и формируют цель деятельности на занятии с помощью педагога; проговаривают последовательность действий на занятии;

Коммуникативные : слушают и понимают речь других; доносят свою позицию до одноклассников;

Личностные : анализируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Методы и формы обучения

Частично поисковый, групповая, фронтальная

Продукты, инструменты и оборудование

Продукты: соль, мука, вода

Посуда: пластмассовое ведерко, ложка, баночка с водой.

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

    Мотивирование к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к занятию, озвучивает тему и план занятия, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала

Слушают и обсуждают тему, оценивают свою готовность и настрой на занятие

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, определяют свое отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждают и обсуждают их

Устные ответы

    Актуализация знаний

Вступительное слово педагога и беседа по вопросам

Когда люди начали делать поделки из соленого теста?

Почему в тесто добавляется много соли?

Слушают педагога, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа педагога, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; ориентируются в своей системе знаний и умений

Коммуникативные : обмениваются мнениями, слушают друг друга

Устные ответы

    Изучение нового материала

Работа с технологическими картами

Знакомит учащихся с технологией приготовления теста. Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное действие, организует беседу по вопросам:

Какие продукты, инструменты и посуда понадобятся для приготовления теста?

В каких пропорциях кладут продукты в соленое тесто по простейшему рецепту?

В какой последовательности закладываются продукты?

Отвечают на вопросы, наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы

Фронтальная, групповая

Познавательные: отвечают на вопросы, делают сравнения; осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют имеющиеся знания, применяют на практической работе.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, работают по совместно составленному плану, используют необходимые средства (технологические карты, приспособления и инструменты); осуществляют контроль точности выполнения операции

Коммуникативные: высказывают собственное мнение в устной форме при составлении ответов на вопросы педагога, обмениваются мнениями, слушают другу друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием

Устные ответы

    Первичное осмысление и закрепление

Самостоятельная работа

Создает условия для выражения самостоятельного действия (приготовление теста)

Учатся замешивать соленое тесто

Групповая

Познавательные : самостоятельно выделяют и формулируют цели

Регулятивные: осуществляют

пошаговый контроль своих действий

Творческая, практическая работа

    Итоги занятия

Рефлексия

Обобщающая беседа

Организует беседу:

Чему вы научились сегодня?

С какими трудностями столкнулись?

Что было интересного?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на занятии.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: оценивают свою работу на занятии, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на занятии.

Оценивание работы учащихся на занятии

    Ход занятия

    Организационный момент занятия (3 мин). Проверка готовности учащихся к занятию. Объявление целей и задач.

    Изучение нового материала (18 мин).

    Наш сегодняшний занятие мы начинаем с историей приготовления соленого теста.

    Рассказ из истории соленого теста. Когда люди научились делать тесто. Какие продукты изготавливали из теста. Как появилось соленое тесто и поделки из него.

    Самостоятельная работа учащихся (15 мин). Вначале педагог читает кейс и задания кейса. Затем учащиеся делятся на две группы по рядам. В каждой группе выбирается спикер. Далее ведется обсуждение. После обсуждения спикеры от каждой команды дают ответы на задания кейса. А оппоненты могут задавать свои вопросы. Так как дети в кружке 7-летние и пока еще медленно и плохо читают, педагог сам читает кейс. А затем задания кейса. Каждое последующее задание обсуждается последовательно после подведения итогов по предыдущему заданию.

    Практическая работа (35 мин)

    Предлагаю приступить к изготовлению соленого теста.

    Учащиеся приступают к самостоятельной работе по вымешиванию теста.

    Каждый учащийся вымешивает свое тесто.

    Педагог проводит текущий инструктаж и осуществляет целевые обходы. Первый обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных приемов труда. Второй обход – проверка правильности трудовых приемов и технологической последовательности. Третий обход – приемка и оценка работ.

    Молодцы! А сейчас самое время сравнить как вы выполнили задание.

    Закрепление пройденного материала (5 мин).

    Вопросы для закрепления пройденного:

    Какие существуют рецепты приготовления соленого теста?

    Какой рецепт использовали мы на сегодняшнем занятии?

    Какие необходимо соблюдать правила при вымешивании соленого теста для использования его в дальнейшем для изготовления поделок?

  1. Итог занятия (5 мин ). Рефлексия.

  2. Данный кейс предназначен для занятий на кружке «Тестопластика». Освещает раздел общеразвивающей программы «Тестопластика» по теме «Правильность приготовления соленого теста» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь активно усвоить учебный материал, свободно ориентироваться в изучаемых вопросах. Преодоление трудностей, попытка подумать, поразмышлять доставят не только глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость.

    В процессе проведения занятия ведется многоуровневое обучение: уровень восприятия учебного материала, уровень воспроизводства знаний, уровень освоения знаний с измененными условиями, уровень получения новых знаний на базе ранее полученных.

    При изучении нового материала необходимо сделать акцент на то, что рецептуру приготовления теста не следует изменять и нарушать. Учащиеся в ходе выполнения кейс-задания должны проанализировать правильность (или неправильность) поведения героев Кейс-задания (Кати и Миши) и сами должны найти ответы.

    После прочтения задания учащиеся приводят примеры чаще всего услышанные в задании или увиденные дома, вспоминают рассказы и сказки, делятся собственным опытом. Поэтому выполнение кейс-задания не составит для них особого труда.

  3. Заключение

  4. Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

    Использование кейс-метода на занятиях кружка «Тестопластика» сможет стать отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся. Кроме того, кейс- технологии помогут учащимся раскрыть свой потенциал не только в рамках одной предметной области, но и смогут расширить их знания во многих сферах человеческой деятельности.

  5. Список использованной литературы

    И.П. Арефьев. Занимательные уроки технологии. 5 кл. М.: Школьная пресса. – 2005.- 80 С.

    Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология». – М.: «5 за знания», 2008

    Технология. Обслуживающий труд 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко Вентана-Граф, 2005

    Технология. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой, - Волгоград: Учитель, 2013. – 1-94 с.

    Видеоролик «Каша, мать наша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/video?q=%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C§ion=search&z=video2562615_159163570

    Видеоматериал «Маша и Медведь. 16 серия. Маша + каша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.masha-mult.ru/2012/12/masha-i-medved-16seria-online.html

    Электронный ресурс: http://www.openclass.ru/node/227792

    Электронный ресурс: http://www.proshkolu.ru/lib/id/3544/

    Проанализируйте ситуацию в данном задании и выявите главную проблему. (Катя неверно замесила тесто. Она использовала крупную соль вместо мелкой и поэтому ей не удалось вылепить аккуратную поделку, тесто рассыпалось.)

    А почему так произошло у Кати? (Катя не правильно начала замешивать тесто. Сначала смешивается соль и мука, а атем понемногу добавляется вода, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Катя добавила крупную соль в тесто)

    Соблюдала ли катя правила замешивания теста и рецепт?

    Составьте свой план приготовления теста.

  1. Учащиеся делятся на 2 команды.

    Так как возраст учащихся – 7 лет(1 класс) и они еще плохо читают, а задание довольно большое, то кейсы не раздаются командам, а зачитываются педагогом.

    Спикеры от каждой команды, после небольшого обсуждения, высказывают свою точку зрения. Затем педагог задает поочередно задания кейса. педагог я задаю вопросы.

    Каждая команда после небольшого обсуждения дает свой ответ. Мы сравниваем ответы обеих команд. Плюсы и минусы. Почему так произошло. Соблюдала ли Катя рецепт и правила замешивания теста?

    Затем каждая группа составляет свой план приготовления теста и замешивает тесто по своему плану.

    Подводя итог занятия, мы рассматриваем и сравниваем какой план замешивания теста, который составила каждая команда, сравниваем тесто обеих команд. Какое получилось тесто (липкое, однородное, без комочков, прилипает ли к рукам, не рассыпается ли).

На сегодняшний день - самый важный механизм развития каждого человека. В связи с этим главной задачей выступает обеспечение условий для формирования у учащихся их индивидуальности.

Поиск принципиально новых путей трудоемок, от преподавателя он требует как затрат времени, так и творчества. Однако достигнутый учащимся уровень развития - главная награда для педагога. Это может быть прививание интереса к определенному предмету, адекватная оценка учащимися предела своих возможностей, уменьшение психологического напряжения, испытываемого на занятиях, повышение качества предоставляемых знаний, установление особых доверительных взаимоотношений ученика и учителя. Все вышеперечисленное достигается посредством кейс-технологии.

Кейс-технология в образовании: общая характеристика

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс-технология в образовании - это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные

Главной особенностью метода выступает процесс изучения прецедентов, другими словами, практических ситуаций, имевших место в прошлом.

Существующие обозначения рассматриваемой технологии

Так, в зарубежных публикациях встречаются следующие названия метода:

  • деловых историй;
  • изучения ситуации;
  • метод кейсов.

Наши издания называют рассматриваемый метод следующим образом:

  • АКС (анализа конкретных ситуаций);
  • кейс-метод;
  • деловых ситуаций;
  • ситуационные задачи (впервые понятие ввели американские исследователи Й. Уилсон, Дж. Эткинсон в 2001 г.).

Кейс-технология в образовании: что это такое?

Его суть заключается в организации процесса обучения посредством применения описаний конкретных ситуаций. Кейс-технология в образовании предполагает осмысление учащимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы. Сама же проблема однозначных решений не имеет. В кейсе действия или представляются в описании, которые впоследствии необходимо осмыслить (эффективность, последствия), или они предлагаются как способ разрешения проблем. Однако при любом исходе выработка модели конкретного практического действия всегда представляется в качестве эффективного средства образования учащихся.

Кейс-технология в образовании - инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод дает возможность развить у студентов самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс-технологии учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.

Что дает такой метод?

Как в образовании вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны учащихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Он оказывает влияние на профессионализацию обучающихся, способствуя их взрослению, формированию интереса, позитивной мотивации к учебе. В то же время кейс-технология в образовании (определение было представлено ранее) выступает и в качестве образа мышления преподавателя. Можно сказать, это его специфическая парадигма, которая позволяет думать, действовать по-иному, обновлять свой имеющийся творческий потенциал.

Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс

Кейс-технология в образовании - пример, заимствованный из реального бизнеса, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:

  • соответствовать четко сформулированной цели создания;
  • иллюстрировать ряд аспектов именно экономической жизни;
  • быть актуальным;
  • способствовать развитию аналитического мышления;
  • иметь разные вариации решения;
  • располагать соответствующим уровнем трудности;
  • не устаревать быстрыми темпами;
  • отображать типичные ситуации;
  • приводить к дискуссии.

Суть обучения посредством рассматриваемого метода заключается в предложении каждым студентом своих вариантов на основании имеющегося у него багажа знаний и практического опыта, интуиции. К примеру, кто-то посчитает изменение семейного положения руководителя компании незначительной деталью, другой же, руководствуясь своим опытом, посчитает данный факт определяющим.

Отличительные признаки рассматриваемого метода

Известно, что их шесть:

  1. Коллективная выработка рациональных решений.
  2. Наличие единой цели.
  3. Присутствие управляемого эмоционального напряжения учащихся.
  4. Наличие модели именно социально-экономической системы, чье состояние рассматривается в определенный дискретный временной период.
  5. Многовариантность решений (единое решение принципиально отсутствует).
  6. Присутствие системы коллективного оценивания деятельности.

Технологические особенности рассматриваемого метода

Их также шесть:

  1. Кейс-технология в сфере высшего образования - это специфическая разновидность исследовательской технологии (аналитической).
  2. Рассматриваемый метод выступает в качестве технологии коллективного обучения, ее важнейшими составляющими является групповая работа и взаимный информационный обмен.
  3. Его можно рассматривать в виде синергетической технологии, чьей сутью выступает подготовка процедур погружения всей группы в конкретную ситуацию, формирование эффектов приумножения знания, обмена открытиями, инсайтного озарения и проч.
  4. Кейс-технология в образовании (английский вариант названия метода упоминался ранее) интегрирует ряд в том числе процедуры группового, коллективного, индивидуального развития и формирования всесторонних личностных качеств студентов.
  5. Он выступает в качестве специфической разновидности проектной технологии. В отличие от простой ее формы, в рамках рассматриваемого метода происходит формирование проблемы вместе с путями ее решения на базе кейса, выступающего одновременно и техзаданием, и информационным источником в целях осознания альтернативных вариантов наиболее эффективных действий.
  6. Данный метод концентрирует весомые достижения такой технологии, как «создание успеха». Он предусматривает деятельность, ориентированную на активизацию студентов, подчеркивание их достижений, стимулирование успеха обучающихся. Непосредственно достижение успеха - одна из главенствующих сил метода, а также формирование устойчивой положительной мотивации, наращивание познавательной активности.

Рассматриваемая технология в рамках начальной школы

Кейс-технология в например) - это обобщенное название обучающих технологий, которые представляют собой методы по анализу ситуаций. Она предполагает существенную индивидуализацию всего учебного процесса на базе активной позиции со стороны учащихся в рамках обучения.

Так, принцип технологии заключается в составлении индивидуального плана в самом начале обучения, предоставлении каждому обучающемуся кейса, который содержит пакет правил, учебных карт, рекомендаций по ознакомлению с учебным материалом, а также контрольные вопросы, тесты для самопроверки, творческие, практические задания. В ходе изучения материала обучающийся может запросить консультацию учителя.

Разрабатываются так называемые квесты (игровая форма задания) в целях максимальной интеграции интернета в разные учебные предметы. Они охватывают отдельно взятую проблему, тему, учебный предмет. Результат их работы - подготовка учащимися начальных классов презентаций.

Задания для квестов

Они могут быть в виде:

  • пересказа - демонстрации осознания изученной темы на базе представления материалов, собранных из разного рода источников, в другой форме: рассказа, презентации, плаката;
  • планирования, проектирования - разработки проекта либо плана на базе заданных условий;
  • творческого задания - творческой работы конкретного жанра: видеоролика, стихотворения;
  • оценки - обоснования конкретной точки зрения;
  • разных исследований - изучения разного рода явлений, фактов, открытий на базе уникальных онлайн-источников.

Освоение речевого этикета детьми посредством рассматриваемого метода

Стоит напомнить, что речевой этикет - это ряд правил речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями говорящих, исходя из обстановки общения. Он включает в себя: обращение, приветствие, знакомство, привлечение внимания, просьбу, приглашение, отказ, согласие, жалобу, извинение, сочувствие, поздравление, неодобрение, благодарность, прощение, прочее.

Формирование его навыков выступает неотъемлемой частью общей работы в отношении развития детской речи. Главное направление деятельности - обогащение речи словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Внедрение в речь дошкольников ряда этикетных слов и обогащает активный словарь, и воспитывает внимательность в употреблении данных форм, выражений, помогает подбирать уместные языковые средства в конкретной ситуации.

Кейс-технологии в дошкольном образовании позволяют сформировать все 3 главных компонента речевого этикета:

  1. Овладение различными вариантами формул.
  2. Более подробное их «развертывание».
  3. Сопровождение формул доброжелательной интонацией, приветливой мимикой.

Кейс-ситуация - кейс, в рамках которого описана конкретная ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения. Дошкольники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения со сверстниками.

Методы кейс-технологии

Их шесть:

  • метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
  • игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
  • метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
  • ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
  • кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
  • метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

кейс методических материалов для использования игровых технологий в своей возрастной группе.

Метод ситуационного анализа

Данный метод основан на анализе конкретных ситуаций. Для детей дошкольного возраста, в силу развития психических функций и преобладания наглядно-образного мышления, чаще используются фото-кейсы и кейс-иллюстрации.

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья

«Знакомство»

Формировать культуру общения;

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

Что они должны были сделать?

Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

«Разговор по телефону»

Закреплять знание правил и норм речевого этикета;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

Маш, привет.

Это не Маша. Это ее мама.

А мне Маша нужна.

Сейчас я ее позову.

Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

«Вежливый отказ»

Продолжать формирование культуры общения;

Упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

Способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Как вы думаете, как поступит Витя?

Какой разговор возможен с мамой?

Что Витя скажет ребятам?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

«Просьба»

Развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

Упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

*** У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс­технологии в дошкольном образовании. Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника. Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми - необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по­ настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс­технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс­технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс­ технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс­технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс­технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Название кейс­технология произошло от латинского «casus» ­ запутанный, необычный случай; а также от английского «case» ­ портфель, чемоданчик. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3­4 года. Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый позволяющий понять информационный комплекс, ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать типичные ситуации; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию; иметь несколько решений. При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя: ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни, контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации, комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом, приложения. К кейс­технологиям относятся: метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс­стадии; Кейс­иллюстрации; фото­ кейсы);

Метод инцидента; метод ситуационно­ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. Например: Ситуационно­ролевая игра. Цель ­ в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально­психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра. Игровое проектирование: Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Сущностью кейс­технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс­технологий дети: учатся получать необходимую информацию в общении; умение соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; учатся отстаивать свою точку зрения; умение принимать помощь. Кейс­технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: происходит формирование у детей навыков работы в команде;

Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений. Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно­ образовательном процессе. Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс ­ метода является создание проблемной ситуации на реальной жизни. Кейс не предлагает основе фактов из дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс­ иллюстрации, кейс­фото. Кейс­иллюстрация ­ это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс­иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и

выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс­иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. В «фото – кейс» входит: 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. Вывод: Кейс ­ технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс­технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Литература: 1. Долгоруков, А. Метод case­study как современная технология профессионально­ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html 2. Земскова А. С. Использование кейс­ метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12­16. 3. Кейс­ метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case­study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru 4. Сурмин, Ю. Что такое CASE­метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1 5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7 6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс­ технологий в учебном процессе 7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации 8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

Разделы: Общепедагогические технологии

Для организации успешного педагогического процесса, отвечающего за повышение качества обучения учащихся, необходимо изменить все компоненты, определяющие состояние образовательного пространства:

  • предусмотреть соответствующие методы и формы организации образовательного развивающего процесса,
  • овладеть методологией их постоянной корректировки,
  • создать необходимую учебно-материальную базу,
  • спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи, в ходе сотворчества, взаимодействия учителя и его учеников.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Название кейс – технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Задачи, стоящие перед преподавателем для реализации учебных программ по дисциплинам, привели к тому, что сегодня в современной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами является – кейс технология , которая лежит в основе комплексных технологий:

  • технология продуктивного образования;
  • технология индивидуализированного обучения И. Унт;
  • адаптивная система обучения А.С. Границкой;
  • обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова;
  • компьютерная технология;
  • проектный метод.
  • информационно-коммуникативная технология.

Учителю необходимо владеть соответствующими профессиональными качествами, которые присущи педагогу-новатору: умениями при необходимости изменять свои ролевые функции (организатор самостоятельной деятельности учащихся, экспериментатор, участник совместной исследовательской деятельности и др.); осуществлять диагностику результатов деятельности обучающихся с учетом характера педагогической системы (базисный или профильный уровень подготовки) и индивидуальности обучающихся; организовывать деятельность учащихся так, чтобы они могли осуществить право выбора вида учебной деятельности; при необходимости переходить от использования одной технологии обучения к другой, и при неудаче не отказываться сразу от ранее выбранной технологии или методики, а пытаться проанализировать и продолжать эксперимент, внося в организацию деятельности необходимые поправки (рефлексия).

В преподавании учебных дисциплин, для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития учащихся и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования кейс технологии к компьютерной и наоборот.

В последнее время мы всё чаще используют информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

Одна из технологий кейса, является компьютерная технология, которая может осуществляться через: применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач, как основная, определяющая, наиболее значимые из используемых в данной технологии частей, как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) однако монотехнологии реализуются учителями нашего города недостаточно, за неимением технической базы оснащения. Кабинеты биологии и математики оснащены современным оборудованием – компьютер, интерактивная доска, телевизор и видеомагнитофон, диски:

1. 1С.: Репетитор;

2. Мультимедиа комплекс;

3. Учебное электронное издание;

С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это тогда, когда школа и учеба перестают быть органичной частью жизни школьника. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно.

В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится.

Формирование интереса предмету происходит по следующей схеме:

  • на первой стадии – удивление и любопытство. Эта стадия познавательной направленности личности ученика характеризуется тем, что объектом является не содержание урока, а внешние моменты или исторический материал, или прикладной характер изучаемого совместно с наглядными пособиями, мастерством учителя, формами работы.
  • вторая стадия – от любопытства к любознательности.

По мере обогащения запаса конкретных знаний, осознания фактов, законов, теорем ученик придает все большее значение реальному содержанию объекта своего интереса.

  • третья стадия – от любознательности к устойчивому интересу.

Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической практики и направленные на формирования у школьников устойчивых познавательных мотивов, среди которых большие возможности дает учителям - математики использование ИКТ на уроках.

Бурно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Однако, современные достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения и методические разработки в области преподавания учебных предметов, в которых тоже значительное место отведено различным приемам предметно-ориентированной мотивации школьников. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже неотъемлемым дополнением в системе преподавания педагогов. Грамотное использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя.

Чтобы сформировать положительную мотивацию учения школьников мы проводим уроки в нестандартной форме с применением информационно-коммуникативных технологий. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Варианты использования ИКТ могут быть разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет единого шаблона, да и не должно быть. Учитель, мыслящий творчески, всегда находится в поиске и в этой работе перед ним раскрываются новые возможности по реализации своего потенциала. И нельзя, конечно, забывать о главной цели использования ИКТ– достижении высокого уровня учебно-предметной мотивированности учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их логической сочетаемости, соблюдении пространственно-временных границ. Учесть эти элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы – планирование. Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности:

  • Изучение правил по темам с использованием электронных учебников.
  • Поиск дополнительного теоретического материала через Интернет.
  • Тренировочно-соревновательное тестирование в игровой форме с нестандартным оцениванием (смайлики, шутливые аудио комментарии).
  • Тренировочно-диагностическое тестирование.
  • Тематическое тестирование.
  • Е-mail домашние задания (в сети Интернет).
  • Контрольное тестирование.
  • Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой результатов и указанием пробелов.
  • Практическая (работа с текстами).
  • Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и качество выполнения заданий различных уровней сложности.
  • Подготовка тематических презентаций Power Point.
  • Мультимедийные учебные пособия: “Живая математика”.
  • Использование интерактивной доски.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления. Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале. Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.). Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной мотивации учащихся при обучении математики учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом у детей формируется заинтересованность в достижении положительного результата.

Использование данных технологий позволило нам:

1. Значительно сэкономить время на уроке;

2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

4. Привлечь пассивных слушателей;

5. Обеспечить моментальную обратную связь;

6. Активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;

7. Обеспечить повторение ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

На наш взгляд, использование ИКТ на уроках необходимо. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

Учащимися созданы презентации, которые позволяют им не только приобрести навыки работы с компьютером, но самостоятельно, изучив тему, уверенно объяснить ее другим ребятам, самоутвердиться.

Проектный метод – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.

Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учащихся к сдаче экзаменов ГИА и ЕГЭ, а также реализации себя в социуме.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  • экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  • индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения,
  • максимальное предоставление свободы в обучении (возможность свободы выбора высказывания, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
  • обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
  • не загружать учеников большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
  • обеспечение доступности изложения учебного материала для учащихся;
  • формирование у учеников умения работать с информацией и ее перерабатывать;

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций:

Обучающей,

Воспитывающей,

Организующей,

Исследовательской.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

1. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы школьников, так и для проведения предстоящего занятия.

2. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Кейс - метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.

Все вышеперечисленные положения послужили основой для первых попыток использования кейс-технологий при изучении дисциплин биологии и математики.

Кейс-технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В жизни студентам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у преподавателя и студентов.

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности студентов. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.