Решение... Советы... Windows 10

Информатика, информационные технологии как предпосылки развития экономики. Информационные технологии. материал по информатике на тему Примерный перечень вопросов к зачету

1.Понятие информационной технологии. 2

2.Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций. 2

3.Использование новых информационных технологий в школе. 5

4.Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе. 7

5.Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога. 8

6.Программа - автоматизированное рабочее место “Школа”. 9

7.Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети. 10

8.Литература. 11

1. Понятие информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

2.Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций.


Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".
Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Новая информационная технология - информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.
Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:
-интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
-гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.
По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств - программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.
Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.
Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий - управленческой и компьютерной - залог успешной работы информационной системы.
Информационная технология - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на

компьютере.
Информационная система - человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
- иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
Оснащение организаций, предприятий, фирм новыми аппаратными и программными средствами, наращивающими возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятиями «информационные технологии», которые характеризуются средой, где они осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
-техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
-программная среда (набор программных средств);
-предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
-технологическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка

эффективности и др.

Изменения в социальном пространстве оказывают существенное влияние на содержание и направленность коммуникативных процессов. Появляются возможности накопления и переработки информации при новых формах коммуникации. Происходящее изменение информационного поля в условиях компьютеризации влияет на мировосприятие современного человека, создавая новый тип мышления.
На современном этапе в контексте информатизации жизнедеятельности общества вообще управленческая деятельность, в том числе, может осуществляться с помощью компьютерных технологий. Что представляется не только как межличностное общение с помощью сети Интернет, но и как общение человека с компьютером, который обретает некоторые человеческие черты. Таким образом, именно диалог человек - машина является главным отличием электронной коммуникации от устной или документальной. В результате тем или иным образом преобразуются все прошлые типы и формы общения, активно функционирующие в новом качественном единстве друг с другом.
Менеджеру необходимо учитывать особенности деятельности подчиненных, работа которых непосредственно связана с компьютером. Компьютер сегодня становится рядовым средством общения, а в будущем может превратиться в одно из основных средств коммуникативного взаимодействия. Если это действительно произойдет, то логика компьютерных сетей неизбежно начнет превращаться в логику общения современного человека, у которого неизбежно произойдет сокращение социального взаимодействия, сужение социальных связей, развитие депрессивных ситуаций вследствие одиночества. В этой ситуации менеджеру необходимо принять предупредительные меры против нежелательных последствий. Важно одновременно развивать два типа общения: реальный и виртуальный. Что означает применение информационных средств как важнейшего инструмента в управленческих процессах невозможных без непосредственного контакта с сотрудником. Межличностное общение продолжает оставаться основой управленческой деятельности в виду отсутствия у некоторых менеджеров и их подчиненных возможности и внутренней мотивации использовать технические средства.
Для решения проблем более эффективного обучения профессионально-деловому общению в возникшей качественно новой информатизированной среде необходимо овладевать знаниями теории и практики реальной и виртуальной коммуникации в различных сферах и ситуациях профессионального общения.

3.Использование новых информационных технологий в школе.

Новые информационные технологии приживаются в нашей стране крайне неравномерно. Как эта неравномерность соотносится с возможностями и потребностями конкретного учителя? Могут ли новые информационные технологии дать новый импульс уже состоявшимся профессионалам?Ответы на данные вопросы очевидны. В отсутствие приемлемого (адекватного трудозатратам) уровня заработной платы новые информационные технологии - один из существенных факторов, способных в силу своей новизны, объективной интересности и современности, привлечь в школу молодежь, и не дать уйти из школы опытным преподавателям. Привлекает интересное и современное, как по сути, так и по содержанию дело. Вместе с тем, очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями. Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к современным электронным ресурсам в Интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного исторического образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.Представляется, что сейчас уже можно составить некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей работе. При этом четко можно выделить пять уровней такого пользователя. Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”; более или менее регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание списков и картотек; шаблонных форм, спокойное отношение к создаваемым в компьютерном виде работам учащихся; элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.Уровень второй - открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет. Возможно выделение промежуточного этапа - знакомство с тематическими CD-ROMами. Несмотря на низкий учебно-методический уровень последних, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, и, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Школьники начинают ставить его в пример другим предметникам, и в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher. В руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия. До применения этих программ на уроке дело еще не дошло, но учитель уже начинает выступать авторитетным консультантом во внутришкольных проектах. Под руководством предметника ученики создают свои тематические Web-страницы, а учитель информатики или сетевой координатор помогает в публикации этих материалов в сети “Интернет”. Для третьего уровня характерны также попытки создания электронной библиотеки учителя и проекты по написанию несколькими педагогами общего учебного пособия.

Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”. Важно, что для такого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.

4.Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе.

Одна из составляющих программы информатизации - преподавание информатики как учебного предмета. Необходимо во всем образовательном процессе использовать мультимедиа учебники и Интернет - технологии. Но на пути внедрения этих технологий возникают проблемы:

  1. отсутствие в школе организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру - из-за наличия компьютеров в школе только в кабинете информатики и предназначенных в основном для обучения учащихся;
  2. участникам педагогического процесса, учащимся и учителям, не предоставлен свободный доступ к компьютеру для работы в глобальной сети и с мультимедиа учебниками;
  3. нет заинтересованности учителей - предметников в проведении уроков, связанных с применением в учебном процессе электронных носителей информации, из-за отсутствия поддержки (материальной, организационной, методической и пр.);
  4. преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.

Для решения этих проблем существует программа, которая позволяет использовать информационные технологии в образовательном процессе.

Цели программы:

  1. создание единой информационной среды города, района и т.д., обеспечивающей повышение качества образования;
  2. эффективное использование научно-педагогического потенциала;
  3. поэтапный переход к новому уровню образования на основе новых технологий, с использованием электронных учебников.

Задачи программы:

  1. формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования;
  2. предоставление образовательным учреждениям, участникам образовательного процесса (ученикам, преподавателям) свободного доступа к компьютерной технике, к глобальным информационным ресурсам, программным средствам (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам);
  3. применение Интернет - технологий и мультимедийных учебников в учебном процессе;
  4. подготовка педагогических, административных кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Ожидаемые конечные результаты:

  1. создание в школах электронных библиотек;
  2. свободный доступ учащихся и преподавателей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам общеобразовательной школы;
  3. повышение качества образования в учебных учреждениях.

Научно-методическое обеспечение программы:

  1. программа обеспечена существующей в настоящее время научно-методической базой и инструментами по созданию электронной информации, её записи, тиражированию;
  2. программа обеспечена программными средствами для автоматического сопровождения информации и удобства её использования учителями-предметниками, учащимися;
  3. программа реализуется в рамках федеральной и краевой программы “Компьютеризация сельских школ”.

5.Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога.

Одним из элементов профессиональной компетенции педагога является владение информационно- коммуникационными технологиями. Один из способов повышения квалификации - дистанционное образование на муниципальном уровне. К средствам дистанционного образования относятся:

  1. кейсы предметных модулей;
  2. Интернет-ресурсы;
  3. мультимедиадиски.

Информационно-коммуникационные технологии понимаются мною, как способы получения, обработки, хранения и распространения информации с помощью современных машин и программных продуктов. Таким образом, перед педагогом, пришедшим на курсы повышения квалификации, ставится несколько задач:

  1. освоение основ пользования персональным компьютером;
  2. изучение работы базовых программных продуктов: текстового редактора Word, табличного редактора Excel, программы - презентации Power Point, программы почтовой связи, программы работы в Интернете Internet Explorer;
  3. осознание целей, методов, способов, приемов включения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, учитывая не только специфику преподавания предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.

6.Программа - автоматизированное рабочее место “Школа”.

В настоящее время многие школы имеют компьютеры. Это дает возможность их применения в различных направлениях, в том числе и для повышения оперативности управления школой. Применение компьютеров может резко ускорить анализ учебно-воспитательной работы, облегчить построение разнообразных отчетов, графиков, диаграмм, а вместе с тем и сэкономить рабочее время директоров и завучей школ, учителей предметников, библиотекарей, а также учителей информатики. Важной также представляется открывающаяся возможность накопления и анализа, данных работы школы за длительные промежутки времени. Создание базы данных всех учащихся и педагогических работников позволит быстро отслеживать динамику происходящих в школе процессов.Проект предусматривает создание единой школьной базы данных с информацией обо всех учащихся и педагогических работниках и построение локальной вычислительной сети для обеспечения доступа к этим данным директора, завуча, секретаря, педагогов, организаторов внеклассной работы, библиотекарей.В базе данных будут храниться личные дела всех учащихся и выпускников школы, а также дошкольников. Сюда входят, в том числе и четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые оценки учащихся, сведения о родителях и их месте работы, попечителях, категориях семей, домашние адреса учащихся, домашние и рабочие телефоны родителей, характеристики учащихся. Предусмотрено хранение личных карточек педагогических работников школы с подробными сведениями о каждом из них: паспортными данными, сведениями об образовании и повышении квалификации, датах приема и увольнения с работы, педагогической нагрузке и т.п.

При приеме учащегося в школу или учителя на работу секретарь одновременно с оформлением бумажной документации вносит соответствующие сведения в базу данных. По результатам каждой четверти вносятся отметки. Завуч сможет при помощи разрабатываемой мною программы - автоматизированное рабочее место - в автоматическом режиме построить отчеты об успеваемости и качестве знаний учащихся по классам, параллелям, ступеням (начальная, основная, средняя школа) и итого по школе, сравнить их с результатами прошлых лет, построив диаграмму, выяснить динамику изменения качества знаний каждого класса или параллели классов по заданному предмету. Можно проследить также качество знаний и успеваемость учащихся у каждого учителя и сравнить эти результаты с результатами коллег. Отчеты могут быть представлены как в текстовой, так и в графической форме. Есть также возможность подведения итогов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, мероприятиях (школьных и городских), построения различных списков учащихся: по успеваемости, по возрасту, по категориям семей, по месту работы родителей, прибывших, выбывших, списков классов и т.д. Также быстро можно найти и информацию о требуемом учителе или построить отчет, обобщив данные. Например, диаграмму качественного состава педагогических работников (по категориям), таблицу сведений об образовании и повышении квалификации.Для эффективного использования АРМ предлагается поставить компьютеры в кабинеты директора и завучей, в библиотеку и объединить их в локальную вычислительную сеть между собой и с компьютерами кабинетов информатики и вычислительной техники. На стационарном компьютере или в любом кабинете вычислительной техники смогли бы во внеурочное время работать с базой данных учителя: вносить отметки, исправлять изменившиеся сведения об учащихся своих классов, распечатывать ведомости успеваемости к родительскому собранию, вносить корректировки в характеристики. Таким образом, была бы обеспечена работа с живыми данными и оперативность контроля при работе с постоянно обновляемой информацией.

7.Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети.

Организация локальной сети образовательного учреждения и в домашних условиях является первой ступенью развития школы:

  1. после появления данной локальной сети появляется стремление провести сеть в каждый класс (поставить компьютер в каждом классе), чтоб учитель мог свободно брать информацию к уроку, занесенную с головного компьютера или занесенного учениками из компьютерного класса, проектировать ее на доску;
  2. в результате у ученика появится стремление к учебе, потому что данный метод обучения – новый и перспективный.

Объединив все компьютеры школы в единую локальную сеть, возможен доступ в Internet со всех PC с одного модема. Такой вариант подключения очень дешевый, т.к. платят за один PC, а работают в Internet все. В этом реферате собран весь материал воедино, создан такой проект, который полностью соответствует теме, а так же является пособием неопытным пользователям в установке локальной сети. Данный реферат оснащен приложением, что гораздо ускоряет процесс обучения.

8.Литература.

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Формирование теоретических основ создания и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. // Электронные образовательные издания и ресурсы. Теория и практика. Бюллетень центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Вып. 1. / М.: ИСМО РАО, – 2006. С. 6-12.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Особенности подготовки педагогов к использованию Интернет-ресурсов в образовании. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, – 2006, №1(3) С. 14-19.

3. Гриншкун В.В. Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, – 2006, №2 (7). С. 52-57.


На этой страничке мы поговорим на такие темы, как: Базовые понятия информатики , , Классификация информации .

Информационные технологии определение.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — наука непосредственно связанная с вычислительной техникой. Занимается изучением технологий управления и обработки данных, как с применением персонального компьютера, так и без применения вычислительной техники. В наше время очень сложно представить мир без Информационные технологии , компьютеров и других автоматизированных систем.

Сегодня, чаще понятие Информационные технологии , воспринимается как «Компьютерные технологии». Как правило, Информационные технологии непосредственно связаны с компьютером и программным обеспечением для передачи, хранения, обработки, редактирования и защиты информации .

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин которые изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Базовые понятия информатики.

Информатика: дисциплина, основанная на использование компьютерной техники, изучающая структуру, общие свойства информации и все информационные процессы (information automatique ).

Базовыми понятиями информатики и информационных технологий являются:

  • Информация.
  • Информационные процессы.
  • Технология.
  • Информационные ресурсы.
  • Информационная система.

Информация — происходит от слова information , сведенья, данных. Информация в понимание компьютера, это последовательность символов, несущая смысловую нагрузку, и представленная в понятном компьютеру виде.

Информационные процессы — действия, осуществляемые с информацией:

  • Сбор.
  • Получение.
  • Хранение.
  • Обработка.
  • Передача.

Технология — происходит от латинского (techne ): искусство, умение, мастерство. Технология, это определенная совокупность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Информационные технологии — совокупность программных, технических, документальных средств, для выполнения информационных процессов.

Информационная система — упорядоченная совокупность документированной информации, отвечающая определенным принципам (достоверность, точность, структурированность). Типичным примером информационной системы является база данных. Также в состав информационной системы входят: локальные сети, базы данных, глобальные сети и т.д.

Информационный ресурс — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Типичным примером информационного ресурса является веб-сайт.

Классификация информации.

Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации , так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

Информацию можно классифицировать по нескольким признакам. По способу получения и передачи информация классифицируется на: визуальная (зрительная), аудиальная (звуковая), тактильная (ощущаемая), органолептическая (вкусовая). По способу представления и обработки информация классифицируется на: аналоговую (обычная телефонная линия) и дискретную (цифровая). По технологии обработки в компьютере информацию можно классифицироваться на: символьную, числовую, мультимедийную и графическую

На этом данную статью я заканчиваю, надеюсь, вы полностью разобрались с темами: Базовые понятия информатики , Информационные технологии определение , Классификация информации .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: что такое информационная технология и ее инструментарий; как соотносятся между собой информационные системы и информационные технологии; каковы этапы развития информационной технологии.

3 слайд

Описание слайда:

Материальная и информационная технологии Слово «технология» происходит от греческого techne, что в переводе означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия могут трактоваться как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

4 слайд

Описание слайда:

Технология материального производства Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей тем или иным потребностям человека или системы.

5 слайд

Описание слайда:

Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии - производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

6 слайд

Описание слайда:

Информационная технология В современном обществе основным техническим средством технологии обработки информации служит персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и использование телекоммуникаций определило новый этап развития информационной технологии - компьютерный. К этим же технологиям относятся коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно: телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

7 слайд

Описание слайда:

Принципы компьютерной информационной технологии интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интеграция с другими программными продуктами; гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. Понятие информационные компьютерные технологии замещается понятием «информационные технологии». Это связано с тем, что практически любая информационная технология стала немыслимой без компьютеров и специализированного программного обеспечения.

8 слайд

Описание слайда:

Инструментарий информационной технологии Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т. п. В роли технических средств производства информации выступает аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их участием первичная информация перерабатывается в информацию нового качества. Инструментарий информационной технологии - это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. К инструментарию можно отнести, например, все известные программные продукты общего назначения: текстовые процессоры, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари и т. п.

9 слайд

Описание слайда:

Информационные технологии и информационные системы Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций и действий над данными, хранящимися на компьютерах. Ее основная цель - получить необходимую для пользователя информацию в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Информационная система - это среда, составляющими элементами которой являются работники, компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, различного рода технические и программные средства связи. Ее основная цель - хранение, обработка и передача информации. Информационная система представляет собой систему «человек-компьютер» для обработки информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по переработке информации, в большинстве случаев - при помощи компьютера. Информационная система служит для поддержки принятия решений человеком, который для получения необходимой информации должен владеть и умело применять компьютерную информационную технологию.

10 слайд

Описание слайда:

История развития информационной технологии Первый этап (до второй половины XIX века) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляют: перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются ручным способом, с помощью почтовой пересылки писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

11 слайд

Описание слайда:

История развития информационной технологии Второй этап (с конца XIX века) - «механическая» технология, инструментарий которой составляют: пишущая машинка, телефон, фонограф, почта, оснащенная более совершенными средствами доставки. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

12 слайд

Описание слайда:

История развития информационной технологии Третий этап (40-60-е годы XX века) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляют: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны. Изменяется цель технологии. С формы представления информации акцент постепенно перемещается на формирование ее содержания.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ 1. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Информатика – научно-практическое направление, занимающееся изучением методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ (компьютера) и других технических средств.

Основная цель информатики – создание материально-технической базы для удовлетворения информационных потребностей промышленной и деловой сфер, органов государственного управления и других областей общественной деятельности.

Слово «информация» (от латинского “informatio” –осведомление, изложение, разъяснение) означает сообщение о каком-либо событии, объекте, явлении и т.д.

Информация относится к абстрактным однозначно неопределяемым понятиям.

В теории информации используется следующее определение:

Информация – сведения, которые должны снять в некоторой степени существующую до их получения неопределенность в понимании объекта у получателя информации.

Данные (data) – информация, представленная в формализованном виде.

Компьютер – универсальное средство хранения и обработки данных.

Бит (bit - bi nary digit ) – количество информации, уменьшающее неопределенность ровно в два раза и содержащееся в сообщении с двумя возможными равновероятными исходами типа «да» или «нет». Бит является основной единицей измерения количества информации.

Экономическая информация является важной компонентой управленческой информации и отражает социально - экономические процессы в сфере производства и в непроизводственной сфере.

Основные особенности экономической информации:

 использование количественных величин и цифровых значений;

 возможность многократного использования – цикличность;

 отражение в материальных носителях – в документах, на машинных магнитных носителях, передача по каналам связи;

 объемность.

По отношению к процессам обработки и хранения различают следующие виды экономической информации: исходную, производную, промежуточную, результирующую.

С точки зрения отражаемых функций управления экономическая информация подразделяется на плановую, прогнозную, нормативную, конструкторско-технологическую, учетную, финансовую.

Код (code) – правило, описывающее отображение одного набора знаков в другой (стандартный).

Кодирование – операция отождествления символов одного кода с символами другого кода.

Двоичное кодирование кодирование двумя символами. В компьютере кодирование осуществляется двумя символами «0» и «1», т.е. в один бит может быть записана одна цифра – «0» или «1».

В памяти компьютера для хранения одного символа отводится 1 байт = 8 бит. Восьмиразрядным двоичным кодом можно закодировать 256 символов.

Пример двоичного кодирования символов в Американском стандартном коде для обмена информацией (ASCII):

0 – 0011 0000, 1 – 0011 0001,

А – 0100 0001, + - 0010 1011

Теоретический аспект информатики – методология информационной деятельности в условиях массовой компьютеризации.

Практический аспект информатики информационная технология эффективного применения комплекса технических средств для конкретных приложений.

Информационная технология – это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, передачи и выдачи информации.

Информационная технология решения экономических задач интегрирует различные технологии и состоит из следующих процедур:

 сбор и регистрация информации;

 передача информации к месту обработки;

 машинное кодирование информации;

 хранение и поиск данных;

 вычислительная обработка данных;

 тиражирование и использование информации.

Технология электронной обработки информации с помощью вычислительной техники – это процесс выполнения взаимосвязанных операций, производимых в установленной последовательности с целью преобразования исходной (первичной) информации в результирующую.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает информатика?

2. Каковы теоретический и практический аспекты информатики?

3. В чем состоит взаимосвязь информации и данных?

4. Какие основные особенности и виды имеет экономическая информация?

5. Что представляет собой операция кодирования информации?

6. Что такое бит и байт?

7. Что такое двоичное кодирование?

8. Что такое информационная технология?

9. Какие основные процедуры включает в себя информационная технология решения экономических задач?

10. Что такое технология электронной обработки информации?

ЕКЦИЯ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Структурная и функциональная организация ЭВМ

Обработка информации и представление результатов обработки в удобном для восприятия виде осуществляется с помощью вычислительной техники:

 электронно-вычислительных машин (ЭВМ);

 вычислительных систем (ВС);

 вычислительных сетей.

Электронная вычислительная машина (компьютер) – комплекс технических средств, построенный на электронных элементах и предназначенный для автоматизации процесса накопления и обработки информации.

Обобщенная структурная схема ЭВМ состоит из следующих основных функциональных блоков:

 устройство ввода информации (Увв);

 запоминающее устройство (ЗУ);

 арифметико-логическое устройство (АЛУ);

 устройство управления (УУ);

 устройство вывода информации (Увыв).

Основные устройства ввода информации – клавиатура, манипулятор мышь, сканер (для ввода изображений с бумаги или слайдов), дигитайзер (для ввода контурных изображений).

Запоминающее устройство предназначено для хранения программ и данных, необходимых для решения задачи, а также промежуточных и окончательных результатов вычислений.

Память компьютера по функциональному назначению и способу организации делится на внутреннюю и внешнюю.

Основные единицы измерения объема памяти компьютера:

1 байт = 8 бит

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

1 Тбайт = 1024 Гбайт

Внешняя память состоит из оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) и постоянного запоминающего устройства (ПЗУ).

ОЗУ или RAM (Random Access Memory – Память с произвольным доступом) служит для хранения информации (программ и данных) во время ее непосредственной обработки. В любой момент времени можно обратиться к произвольно выбранной ячейке ОЗУ. Оперативная память имеет высокое быстродействие, сравнительно небольшую емкость (не менее 64-х Мбайт) и энергозависима, т.е. информация в ней стирается при отключении электропитания.

ПЗУ или ROM (Read Only Memory – Память только для чтения) содержит неизменную служебную информацию, используемую для автоматической проверки работоспособности компьютера при включении электропитания, загрузки с диска программ, обеспечивающих работу компьютера, и выполнения основных операций ввода-вывода. ПЗУ энергонезависимо.

Внешняя память (магнитные диски и ленты) используется для длительного хранения больших объемов информации. Она имеет сравнительно невысокую скорость работы, практически неограниченный объем и энергонезависима.

АЛУ выполняет арифметические операции над числами и логические операции обработки кодов чисел с помощью булевой алгебры.

УУ определяет последовательность выполнения операций в процессе решения задачи и контролирует взаимодействие устройств компьютера.

Центральный процессор (ЦП) – это совокупность устройства управления, арифметико-логического устройства и внутренней памяти. Основные компании (фирмы) производители микропроцессоров: Intel, AMD, Cyrix, IDT и др.

Все компоненты компьютера соединяются между собой через стандартные интерфейсы – способы соединения и взаимодействия объектов (ISA, EISA, PCI, AGP, IEEE1394 и др.)

Вычислительный процесс на ЭВМ осуществляется на основе принципа программного управления.

Основными устройствами вывода информации (Увыв) являются дисплей, принтер, плоттер (графопостроитель). Информацию также можно выводить на большой экран через специальный проектор.

Программное обеспечение ЭВМ

Программа – конечная последовательность предписаний (команд, инструкций) с указанием порядка их выполнения, обеспечивающая решение задачи.

Научно-технический прогресс и развитие вычислительной техники привели к необходимости в определении общих способов формирования и единообразного решения классов задач управления на основе разработки комплексов универсальных алгоритмов.

Алгоритм – конечная система указаний, адресованных исполнителю (человеку или компьютеру), однозначно задающих процесс последовательного решения задач.

Алгоритмический принцип лежит в основе работы компьютера, т.к. программа решения задачи на компьютере пишется на базе соответсвующего алгоритма.

Машинный алгоритм должен обладать следующими свойствами:

 детерминированность – однозначность и точность указаний алгоритма;

 дискретность – возможность разделения алгоритмического процесса на отдельные элементарные этапы-шаги;

 результативность – завершение работы алгоритма за конечное число шагов при любых допустимых исходных данных;

 массовость – возможность применения алгоритма для решения множества задач данного класса.

Существует несколько способов описания алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический и др.

При построении алгоритмов любой сложности используются три основных вида алгоритмических структур: линейная, разветвляющаяся и циклическая.

Введение……………………………………………………………………...3

1 Информационные технологии: определения, понятия……………….….4

2 Информационные технологии в библиотеке……………………………..6

2.1 ИТ и обеспечение сохранности библиотечных фондов………..10

2.2 Использование ИТ для обеспечения доступности правовой информации…………………………………………………………………..12

3 Интернет-технологии……………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………..19

Введение

Бурное развитие науки и техники в конце XX века привело к широкому распространению информационных технологий в различных сферах деятельности. Все большее значение приобретают информация и информационные технологии. При этом методы и способы обработки информации должны соответствовать двум принципам: точность и скорость получения.

Информационная технология является непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Развитие информационных технологий в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств автоматизации информационных процессов.

Безусловно, что пять главных тенденций развития информационных технологий в конце XX века – персональные компьютеры, CD-ROM, Интернет, электронные библиотеки, мобильная связь – существенно повлияли и на привычные технологии библиотек.

Сегодня в центре внимания находятся проблемы, связанные с удовлетворением информационных запросов читателей: выявление потребностей пользователей, полнота поступления литературы, использование Интернета в библиотечных процессах, использование рынка электронных документов.

Целью данного реферата будет изучение использования информационных технологий в библиотеке СПИ ИжГТУ.

1 Информационные технологии: определения, понятия.

Информационные технологии призваны обеспечить автоматизацию процессов рутинной обработки больших объемов информации и предоставить пользователю любого ранга доступные и компактные документы, содержащие данные, как в исходном, так и в обработанном виде. Формирование информационных ресурсов практически во всех областях деятельности человека привело к возникновению и стремительным темпам развития информационных технологий, в том числе библиотечном деле.

Чтобы обеспечить логическую целостность изложения, рассмотрим определения и понятия, связанные с информационными технологиями.

Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, защиты и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Существуют и другие определения ИТ, например:

1 ИТ- термин, относящийся ко всем технологическим средствам, используемым для создания, хранения, обмена и использования информации в ее различных формах (деловые данные, телефонные переговоры, фотографии, видеозаписи, мультимедийные представления, а также какие либо иные, которые могут появиться в будущем.

2 ИТ или информационные и коммуникационные технологии – ИКТ-это технологии, применяемые для обработки информации. В частности, они используют компьютеры и программное обеспечение для преобразования, хранения, защиты, передачи и извлечения информации в любом месте и любое время.

3 ИТ- приемы, способы и методы применения технических и программных средств при выполнении функций обработки информации.{2}

Приведенные определения показывают сложный и многокомпонентный характер ИТ.

Технологии различаются составом и последовательностью операций, степенью их автоматизации (долей машинного и ручного труда), надежностью их выполнения. Надежность реализуется качеством выполнения основных операций и наличием разнообразного их контроля.

Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. Автоматизированные информационные системы для информационной технологии – это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. ИТ представляет собой процесс, состоящий из четко регламентируемых правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в информационных системах (ИС), и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам (рис1) :

· Степень централизации технологического процесса;

· Тип предметной области;

· Степень охвата задач;

· Класс реализуемых технологических операций;

· Тип пользовательского интерфейса;

· Способ построения сети.

Рис 1 Классификация информационных технологий

Информационные технологии

Степень централизации технологического процесса

Тип предметной области

Степень охвата задач

Класс реализуемых технологических операций

Тип пользовательского интерфейса

Способ построения сети

Централизованная технология;

Децентрализованная технология;

Комбинированная технология.

Бухгалтерский учет;

Страховая деятельность;

Банковская деятельность;

Налоговая деятельность;

Автоматизированная обработка данных;

Автоматизация функций;

Поддержка принятия решений;

Электронный офис;

Экспертная поддержка.

Работа с текстовыми редакторами;

Работа с табличными процессорами;

Работа с СУБД;

Работа с графическими объектами;

Мультимедийные системы;

Гипертекстовые системы.

Пакетные;

Диалоговые;

Сетевые.

Локальные

Многоуровневые (иерархические);

Распределенные.


2 Информационные технологии в библиотеке.

Библиотеку (библиотечно-информационную систему) мы рассматриваем как коммуникационную и социальную систему (институт), предназначенную в первую очередь для информационного обслуживания конкретного круга пользователей и предоставления им требуемого документного ресурса.

Мир библиотеки и библиотечных работников изменился под воздействием внешней среды и с появлением новых информационных технологий. Хотя, функции библиотек остались прежними: собирать документы и информацию, хранить, доводить до тех, кому она предназначена. Причём делать это как можно качественнее, оперативно и полно. Но вот средства, с помощью которых они реализуются, стали новыми, современными, соответствующими новой информационной эпохе.

Университетские и институтские библиотеки всегда были и продолжают оставаться основным источником информации, обеспечивающим научную и образовательную деятельность университета (института), поскольку уровень и качество учебной и научно-исследовательской работы в значительной степени определяется библиотечно-информационным обеспечением преподавателей и студентов, научных сотрудников и аспирантов.

Особенностью нашей библиотеки, как и любой другой вузовской является тот факт, что она не существует как самостоятельное учреждение, а является структурным подразделением института. Поэтому основой информатизации библиотеки является автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС), интегрированная в единую информационную систему вуза. Все персональные компьютеры института, в том числе установленные в библиотеке, объединены в локальную сеть и имеют доступ к рабочим базам данных библиотеки и в Интернет для общения через пользовательский интерфейс. Именно эту задачу - поставила перед собой библиотека, приступая к комплексной компьютеризации всех производственных библиотечных процессов, начиная предварительным заказом литературы и заканчивая выдачей документов читателям.

В читальном зале библиотеки СПИ, для обеспечения работы библиотеки и учебного процесса на восьми компьютерах установлена операционная система Microsoft Windows XP со всеми офисными приложениями: Word, Excel, Power Point, Access и т.д., а также бесплатные аналоговые офисные программы Open Office: Writer, Cals, Impress, Base, Draw (графический редактор), Math.

А также: Adobe Photoshop CS, Winamp, The BAT, Internet Explorer, Borland Developes Studio 2006, Corel Draw Graphics Suite 12, Mathcad 2001 Professional, Компас – 3D V8 /Компас автопроект V9.3, Borland Delphi 7, Promt, 1С: Предприятие 7.7, 8.0, Matlab V6.5, Maple 9.5 и выше, P-Cad 2001, Statistica 6.0, Adobe Reader, SolidWorks, ADEM.

В последние годы в связи с пересмотром законодательной базы библиотечного дела и изменения традиционных библиотечных процессов выявилась потребность в совершенствовании управления процессом создания и использования документов со стороны администрации библиотеки.

Наличие в кабинете заведующего библиотекой компьютера и баз данных, отражающих текущее состояние основных технологических процессов в отделах, дает ему возможность оперативно осуществлять дистанционное управление и контроль за состоянием дел в библиотеке, особенно на тех участках, которые нуждаются в повышенном внимании.

В библиотеке СПИ ИжГТУ используется конфигурация «Онлайн: Библиотека». Она не является самостоятельной программой, для ее функционирования необходимо наличие платформы «1С: Предприятие 7.7»

Функциональные возможности:

· Автоматизация всех разделов учета библиотеки:

Ведение электронного каталога (ЭК);

Печать алфавитной и систематической каталожной карточки в соответствии с ГОСТ 7.1-2003;

Печать оборота каталожной карточки;

Печать книжного формуляра;

Отбор списка книг по ключевому слову и его распечатка;

Ведение систематического учета книг по индексам УДК и ББК;

Ведение справочника издательств.

· Книгообеспеченность:

Ведение справочника специальностей;

Ведение справочника преподаваемых предметов;

Ведение текущего состава курсов;

Ведение списка изучаемых книг по предмету;

Ведомость по книгообеспеченности.

· Операции с читателями:

Ведение списка учебных групп;

Ведение списка читателей: преподавателей, учащихся по группам, выбывших;

Ведение операций выдачи и приема книг;

Контроль книг на руках у читателя.

· Учетные документы:

Приемка книг в библиотечный фонд;

Исключение книг из библиотечного фонда;

Книга суммарного учета;

Инвентарная книга.

Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме и т.д.

Онлайн-библиотека включает набор статистических отчетов, позволяющих получить информацию за произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью детализации.

Электронный каталог – это, прежде всего компьютерная база данных, иной вид (способ) метод представления информации о документе, нетрадиционный инструмент раскрытия фонда. Ввод информации в базу данных (БД) выполняется в соответствии с ГОСТ 701-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Каждая запись сопровождается ключевыми словами, облегчающими поиск документов в БД по тематике содержания и типам издания; указывается количество экземпляров и место хранения документов.

Электронный каталог состоит из совокупности справочников, основным из них является справочник «Книги». Без него невозможна ни работа по анализу книгообеспеченности учебного процесса, ни работа с читателями. По мере ввода книг в этот справочник, будут заполняться и другие справочники: «Авторы», «Издательства», «Ключевые слова», «Серии», «Места издания» и т.д. Для вновь поступающих или выбывающих изданий необходимо оформлять документы «Акт поступления книг» и «Акт на исключение книг из библиотечного фонда» соответственно, что позволит формировать книгу суммарного учета. По мере занесения основного количества используемых в библиотеке книг в справочник «Книги» можно переходить к анализу книгообеспеченности и автоматизированному обслуживанию читателей.

Анализ книгообеспеченности необходимо проделывать ежегодно, в связи с изменениями учебных планов, состава курсов, видов преподаваемых дисциплин и специальностей.

Вторым моментом в области проникновения информационных технологий в библиотеку стали компакт-диски CD-ROM, DVD, принесшие новый вид носителя документов и приведшие к феномену электронных библиотек (ЭБ). Для библиотек развитие ЭБ означает, прежде всего, сканирование (оцифровку) и формирование части своей коллекции в электронном виде, ее организацию и обслуживание локальных и удаленных пользователей.

Что же дали электронные издания библиотекам?:

1 Возможность обслуживать своих читателей разнообразными базами данных и другими информационными продуктами: библиографическими, реферативными, фактографическими, адресно-справочными, тем самым существенно расширяя свой пользовательский сервис и содействуя большей общедоступности к мировым информационным ресурсам.

2 Возможность использовать комплексное, энерго- и ресурсосберегающее относительно недорогое средство публикации, которое имеет много преимуществ по сравнению с бумагой, микроформой и магнитными лентами.

3 Мультидоступ к одному документу – одновременный доступ нескольким пользователям к одному электронному ресурсу с помощью систем «CD-ROM Networking»

4 Сохранность, создание страховых копий.

2.1 ИТ и обеспечение сохранности библиотечных фондов.

Фонды библиотек – это часть общенационального культурного наследия, исторический источник и информационный ресурс страны. Между тем тысячи документов теряются в библиотеках в процессе хранения и использования.

Для библиотек представляют интерес системы, работающие в области защиты от хищений и несанкционированного перемещения. Типы противокражных систем, использующие технологию радиочастотной идентификации, приведены в таблице 1.

Таблица 1

В настоящее время для библиотек наиболее подходят противокражные электромагнитные системы. Их работа выглядит следующим образом: специальная электронная проходная система (детекторные панели) имеет высокую чувствительность и бесконтактно считывает информацию с носителя, скрытого в журнале книге и т.п. Одна из стоек детекторных панелей является приемником, другая – передатчиком. Передатчик излучает сигнал на определенной частоте в строго определенный промежуток времени. Между стойками возникает электромагнитное поле. Если в поле действия системы оказывается носитель информации, и при этом он активен, т.е. вынос книги, журнала и т.п. не разрешен, в нем возникают резонансные колебания. Приемник улавливает эти резонансные колебания и подает сигнал тревоги, который может включать в себя световую и звуковую сигнализацию, останавливающего недобросовестного посетителя. При санкционированной выдаче документа носитель информации деактивируется, и при прохождении его через электромагнитное поле системы ответные резонансные колебания не возникают.

Ведение учета фондов в автоматизированном режиме предполагает использование технологии штрихового кодирования документов. Она состоит из трех этапов: создание штрихового кода, нанесение его на этикетку, считывание штрихового кода специальной аппаратурой.

Штрих-код представляет собой закодированную определенным образом последовательность из цифр и букв (может быть что-либо одно). Разработка штрих-кода происходит с помощью специальных программ. Чаще всего символ штрихового кода отображается в виде светлого прямоугольника, внутри которого расположены темные штрихи.

Нанесение штрихового кода на этикетки может быть реализовано не только в типографии (как правило, они не работают с малыми тиражами), но и в библиотеке с помощью как самых обычных, так и специализированных термо- и термотрансферных принтеров. Считывание штрихового кода производится различными оптическими системами - сканерами, работа которых основана на измерении интенсивности отраженного света от черных и белых полос кода. Лазерный сканер считывает штриховой код с большего расстояния и отличается низкими требованиями к качеству считываемого штрихового кода. Возможно считывание даже плохо напечатанных и частично поврежденных меток.

Практика показывает, что при внедрении подобных систем в работу библиотеки уже в первый год эксплуатации позволяют сократить пропажи не менее чем на 80% и автоматизировать ежедневные многократные процессы регистрации выдачи и возврата книг{3}.

В настоящее время в библиотеке СПИ не реализована возможность применения существующих систем.

2.2 Использование ИТ для обеспечения доступности правовой информации.

Проблема доступа граждан к правовой информации имеет два аспекта. Первый из них определяется физической возможностью найти и получить текст искомого документа. Второй связан с неизбежной при такой множественностью решений по конкретным вопросам.

Что касается традиционных носителей информации, то порядок официального опубликования правовых актов разных уровней регламентирован достаточно подробно, поэтому особых проблем с доступом к ним, казалось бы, не должно быть. Однако это не так. Из всего объема нормативно-правовой информации стабильно доступны лишь акты Президента, Правительства и Федерального Собрания. В печатном виде региональные нормативные документы публикуются только в местной печати и практически недоступны для других потребителей правовой информации.

Потребность общества в доступе к полной, актуальной и достоверной информации и своевременной информации чрезвычайно высока. Принятие федерального закона №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002г. позволило перевести в практическую плоскость вопросы внедрения официального электронного опубликования нормативных документов. Такой подход устранил проблему множественности источников опубликования и статуса официального опубликования в электронном виде{5}. В настоящее время практически каждый орган исполнительной и законодательной власти, как федеральной так и региональной, имеют свои сайты в Интернете в свободном доступе. Например, Министерство налогов и сборов: www/nalog.ru.

Обеспечение студентов и преподавателей правовой информацией, в СПИ осуществляется через Интернет, а также с помощью информационно- правовой системы «Гарант-Максимум» Платформа F1 Турбо с региональным законодательством.

В системе «Гарант» представлено федеральное законодательство и законодательство 84 регионов Российской Федерации, в том числе Удмуртской республики, а также 10 федеральных арбитражных судов округов. Каждую неделю в систему поступает более 8000 новых документов. В настоящее время она содержит более полутора миллиона документов и комментариев к нормативным актам.

Работа с правовыми документами начинается с поиска, который осуществляется по реквизитам: названием документа, типом, номером, датой, эмитентом, помимо основных реквизитов существуют и дополнительные, такие как территория регулирования, вид информации, значимость, статус; поиск по ситуации (если реквизиты неизвестны), пользователь может описать свой вопрос в привычных терминах, выбирая в удобном двухуровневом списке интересующую ситуацию.

Итогом поиска становится список документов, содержащего нормативные документы федерального и регионального уровней, судебную практику и аналитику. В зависимости от конкретной задачи полученный список можно отсортировать по дате издания, по дате последнего изменения или по юридической силе документов. А также можно интегрировать любой документ в офисное приложение Microsoft Word и Microsoft Excel.

В текстах отдельных документов могут присутствовать встроенные объекты – различные иллюстрации, формы, таблицы, графики и др. В нижней части основного окна расположены вкладки: справка; аннотация; судебная практика; комментарии, разъяснения, схемы; предупреждения, с помощью которых можно ознакомиться с дополнительной информацией к документу.

В системе Гарант Платформа F1 Турбо реализован сверхбыстрый режим контекстного поиска, позволяющий сверхбыстро находить искомый документ.


3 Интернет-технологии.

Появление Интернета и его стремительное вхождение в библиотечную жизнь может рассматриваться как главный результат, главная компонента информационных технологий прошедшего десятилетия.

Интернет в библиотеке является средством, широко используемым в обслуживании пользователей. Это доступ к каталогам и ресурсам других библиотек, к полнотекстовым научным публикациям, базам данных, научным журналам, возможность получать копии статей по системе доставки документов.

Среди других результатов освоения Интернета библиотеками отметим следующее:

1. Полная победа Интернета над другими сетями фактически оставила сегодня Интернет как единственную коммуникационную среду межбиблиотечной кооперации, интеграции и коммуникации;

2. WWW-технологии и http-протокол практически «задавили» другие альтернативы и стали единственными стандартами представления библиотечных ресурсов в Интернете;

3. Получил мощное развитие протокол Z39.50 в части построения корпоративных библиотечных ресурсов в Интернет;

4. Реализован принцип общедоступности к информации пользователей библиотек, что, однако, привело к двум типам негативных последствий:

Абсолютный доступ к информации нивелировал ряд позиций по необходимой защите информации, требующейся в любом информационном учреждении;

Распространение через свободный доступ в Интернет эротико-порнографической информации, сайтов, сеющих национальную рознь, искажающих историю и т.д.

5. Для широкого круга читателей библиотек, прежде всего ученых, специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов Интернет открыл новые возможности обслуживания разнообразной информацией, среди которых отчеты, статьи, книги, библиографические указатели, энциклопедии, грантодающие программы и многое другое.

6. Библиотеки получили возможность работать с Интернет-каталогами и Интернет-магазинами различных издательств и книго-распространительских организаций, Интернет-выставками, Интернет-агенствами по подписке и другими формами нового Интернет-бизнеса.{6}

Отдельно нужно сказать о том, что многие библиотеки, не имея средств на комплектование фондов, находят возможность через Интернет организовать доступ своим пользователям к полнотекстовым электронным ресурсам через Электронные библиотеки (ЭБ). Например, полнотекстовые версии предоставляют:

http://i-u.ru – Русский гуманитарный Интернет – университет

http://gumfak.ru – Электронная библиотека, помощь для гуманитарных специальностей

http://lib.ru – Библиотека Максима Мошкова

http://virlib.eunnet.net – Виртуальная библиотека EUNnet (учебные пособия и научные издания)

http://www.rulib.com – Электронный каталог диссертаций

– Союз образовательных сайтов

http://www.klassika.ru – Классическая поэзия и проза

http://infoliolib.info – Университетская электронная библиотека

http://NataHaus.ru – Знание без границ

http://zibben.narod.ru/books.htm. – электронные лекции, учебники и методички, лабораторные и курсовые работы, шпоры для экзаменов

Справочно-библиографическая служба / Периодические издания:

http://www.library.ru – Информационно-справочный портал

http://www.library.ru/2/catalogs/periodical – Каталог сайтов периодических изданий

http://vss.nlr.ru – виртуальная справочная служба «Спроси библиографа»

http://www.bukinist.agava.ru – Библиографическая поисковая система «Букинист»

http://www.dis.ru – Издательство «Дело и сервис»

http://www.buhgalt.ru - Издательство «Бухгалтерский учет»

http://temator.ru – Тематически-информационный журнал

Кроме того, получает все большее распространение электронная доставка документов, которая позволяет пользователям заказать и получить электронную копию той или иной статьи, брошюры, фрагмента книги с помощью электронной почты.

Электронная почта

Электронная почта является одной из основных служб и стандартной услугой мировой компьютерной сети Интернет. Подключение и обслуживание осуществляется через организации – провайдеры. Провайдеры работают с индивидуальными и коллективными пользователями, предоставляя им набор услуг. Компьютер пользователя на период подключения получает индивидуальный адрес и «почтовый ящик» в соответствии с Internet Protocol (IP-адрес). На компьютере пользователя должна быть установлена клиентская часть программного обеспечения электронной почты. Серверная часть соответствующего электронной почте программного обеспечения находится на удаленном более мощном компьютере (сервере), обслуживающем ближайшую локальную сеть. При обмене информацией посредством электронной почты все компьютеры сети должны пользоваться едиными соглашениями (протоколами) о способах формирования и передачи сообщений. Базовыми протоколами являются протоколы TCP/IP (Transport Control Protocol / Internet Protocol –протокол управления передачей / межсетевой протокол). Кроме базовых протоколов используются прикладные протоколы электронной почты. Существуют системы электронной почты, совместимые и несовместимые с Windows. Среди наиболее известных – пакеты почтовых программ E-mail Connection и Eudora Pro, предназначенные для работы в среде Windows.

Активное внедрение Интернет-технологий позволило реализовать еще одну функциональную возможность библиотеки – информационную и технологическую через доступ пользователей к веб-сайту СПИ – http://спи.ru.

Научная библиотека на своей страничке отражает следующие разделы:

· Общая информация: история создания библиотеки, график работы, библиотека сегодня;

· Профессиональная деятельность: выставки, мероприятия;

· Правила пользования;

· Выписываемые периодические издания;

· Бюллетень новых поступлений.


Заключение

Автоматизация библиотечно-информационных процессов, систем (АБИС) и сетей обусловлена непрерывно увеличивающимся объемом различной информации во всех отраслях человеческой деятельности и соответствующими потребностями пользователей оперативно, полно и качественно получать документные и электронные первоисточники.

Внедрение компьютеров в повседневную жизнь и деятельность библиотеки изменило традиционные формы и методы сохранности и обработки фонда. Электронная книга в отличие от традиционной обеспечивает сопровождение текста движением видеоизображения, звуком, осуществляет анализ и оценку для читателя, дает возможность скомпоновать текст в зависимости от потребностей, получить дополнительную информацию в соответствующих базах данных, международную информацию.

Позитивные изменения, происходящие с внедрением Интернет-технологий, убедительно показывают, как трансформируются процессы комплектования, обработки и выдачи документов, импорта-экспорта виртуальных ресурсов.

Технология штрихового кодирования обладает огромным потенциалом для использования в библиотеках в целях обеспечения сохранности библиотечных фондов в процессе их использования.

Заботясь об информатизации учебного и научного процессов, ориентируясь на потребности своих пользователей (преподавателей и студентов) библиотека осваивает новые информационные технологии. Благодаря этому создаются предпосылки для получения образования высокого качества.


Список литературы.

1. Брежнева,В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебно-практическое пособие /В.В.Брежнева, В.А.Минкина. - СПб.: Профессия,2004.-304с.- (Библиотека).

2. Воройский,Ф.С. Современная информационная технология и ее развитие /Ф.С.Воройский // Научные и технические библиотеки.-2006г.-№8.-С.66-79.

3. Григорьева,И.И. Информационные технологии и обеспечение сохранности библиотечных фондов /И.И.Григорьева // Научные и технические библиотеки.-2004г.-№7.-С.46-52.

4. Информационные технологии управления: учеб. пособие для вузов /Под ред. Г.А.Титоренко.-2-е изд., доп.-М.: ЮНИТИ,2005г.-439с.

5. Хургин,В.М. Использование информационных технологий для обеспечения доступности правовой информации /В.М.Хургин //Научные и технические библиотеки.-2004г.-№6.-С.7-16.

6. Шрайберг,Я.Л. библиотеки и информационные технологии: 10 лет спустя /Я.Л.Шрайберг // Научные и технические библиотеки.-2004г.-№1.-С.25-55.

7. Шрайберг,Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: учебно-практическое пособие /Я.Л.Шрайберг.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Либерея,2001г.-104с.