Решение... Советы... Windows 10

Как работает сервер? Как работают web серверы Как работает web server

Что такое веб-сервер? С точки зрения обывателя - это некий черный ящик, который обрабатывает запросы браузера и выдает в ответ веб-страницы. Технический специалист засыплет вас массой малопонятных терминов. В итоге начинающим администраторам веб-серверов бывает порой трудно разобраться во всем многообразии терминов и технологий. Действительно, область веб-разработки динамично развивается, но в основе многих современных решений лежат базовые технологии и принципы, о которых мы сегодня и поговорим.

Если не знаешь с чего начать, то начинать надо сначала. Чтобы не запутаться во всем многообразии современных веб-технологий нужно обратиться к истории, чтобы понять, с чего начинался современный интернет и как развивались и совершенствовались технологии.

HTTP-сервер

На заре развития интернета сайты представляли собой простое хранилище специальным образом размеченных документов и некоторых связанных с ними данных: файлов, изображений и т.п. Для того, чтобы документы могли ссылаться друг на друга и связанные данные был предложен специальный язык гипертекстовой разметки HTML, а для доступа к таким документам посредством сети интернет протокол HTTP. И язык, и протокол, развиваясь и совершенствуясь, дожили до наших дней без существенных изменений. И только начавший приходить на смену принятому в 1999 году протоколу HTTP/1.1 протокол HTTP/2 несет кардинальные изменения с учетом требований современной сети.

Протокол HTTP реализован по клиент-серверной технологии и работает по принципу запрос-ответ без сохранения состояния. Целью запроса служит некий ресурс, который определяется единым идентификатором ресурса - URI (Uniform Resource Identifier ), HTTP использует одну из разновидностей URI - URL (Uniform Resource Locator ) - универсальный указатель ресурса , который помимо сведений о ресурсе определяет также его физическое местоположение.

Задача HTTP-сервера обработать запрос клиента и либо выдать ему требуемый ресурс, либо сообщить о невозможности это сделать. Рассмотрим следующую схему:


Пользователь посредством HTTP-клиента, чаще всего это браузер, запрашивает у HTTP-сервера некий URL, сервер проверяет и отдает соответствующий этому URL-файл, обычно это HTML-страница. Полученный документ может содержать ссылки на связанные ресурсы, например, изображения. Если их нужно отображать на странице, то клиент последовательно запрашивает их у сервера, кроме изображений также могут быть запрошены таблицы стилей, скрипты, исполняемые на стороне клиента и т.д. Получив все необходимые ресурсы браузер обработает их согласно кода HTML-документа и выдаст пользователю готовую страницу.

Как уже многие догадались, под именем HTTP-сервера в данной схеме находится сущность, которая более известна сегодня под названием веб-сервер. Основная цель и задача веб-сервера - обработка HTTP-запросов и возврат пользователю их результатов. Веб-сервер не умеет самостоятельно генерировать контент и работает только со статическим содержимым. Это актуально и для современных веб-серверов, несмотря на все богатство их возможностей.

Долгое время одного веб-сервера было достаточно для реализации полноценного сайта. Но по мере роста сети интернет возможностей статического HTML стало остро не хватать. Простой пример: каждая статическая страница самодостаточна и должна содержать ссылки на все связанные с ней ресурсы, при добавлении новых страниц ссылки на них потребуется добавить на уже существующие страницы, иначе пользователь никогда не сможет попасть на них.

Сайты того времени вообще мало походили на современные, например, ниже показан вид одного из пионеров русскоязычного интернета, сайт компании Rambler:

А переход по любой из ссылок вообще может привести современного пользователя в недоумение, вернуться назад с такой страницы не представляется возможным, кроме как через нажатие одноименной кнопки в браузере.

Попытка создать что-то более-менее похожее на современный сайт очень скоро превращалась в нарастающий объем работ по внесению изменений в уже существующие страницы. Ведь если мы что-то поменяли в общей части сайта, например, логотип в шапке, то нам нужно внести это изменение на все существующие страницы. А если мы изменили путь к одной из страниц или удалили ее, то нам надо будет найти все ссылки на нее и изменить или удалить их.

Поэтому следующим шагом в развитии веб-серверов стала поддержка технологии включения на стороне сервера - SSI (Server Side Includes ). Она позволяла включать в код страницы содержимое иных файлов, что давало возможность вынести повторяющиеся элементы, такие как шапка, подвал, меню и т.п. в отдельные файлы и просто подключать при окончательной сборке страницы.

Теперь, чтобы изменить логотип или пункт меню изменения надо будет внести всего лишь в один файл, вместо правки всех существующих страниц. Кроме того, SSI позволял выводить на страницы некоторое динамическое содержимое, например, актуальную дату и выполнять несложные условия и работать с переменными. Это был значительный шаг вперед, облегчавший труд вебмастеров и повышавший удобство пользователей. Однако реализовать по-настоящему динамический сайт данные технологии все еще не позволяли.

Стоит отметить, что SSI активно применяется и сегодня, там, где в код страницы нужно вставить некий статический контент, прежде всего благодаря простоте и нетребовательности к ресурсам.

CGI

Следующим шагом в развитии веб-технологии стало появление специальных программ (скриптов) выполняющих обработку запроса пользователей на стороне сервера. Чаще всего они пишутся на скриптовых языках, первоначально это был Perl, сегодня пальму лидерства удерживает PHP. Постепенно возник целый класс программ - системы управления контентом - CMS (Content management system ), которые представляют полноценные веб-приложения способные обеспечить динамическую обработку запросов пользователя.

Теперь важный момент: веб-сервера не умели и не умеют выполнять скрипты, их задача - отдача статического содержимого. Здесь на сцену выходит новая сущность - сервер приложений, который представляет собой интерпретатор скриптовых языков и с помощью которого работают написанные на них веб-приложения. Для хранения данных обычно используются СУБД, что обусловлено необходимостью доступа к большому количеству взаимосвязанной информации.

Однако сервер приложений не умеет работать с протоколом HTTP и обрабатывать пользовательские запросы, так как это задача веб-сервера. Чтобы обеспечить их взаимодействие был разработан общий интерфейс шлюза - CGI (Common Gateway Interface ).

Следует четко понимать, CGI - это не программа и не протокол, это именно интерфейс, т.е. совокупность способов взаимодействия между приложениями. Также не следует путать термин CGI с понятием CGI-приложения или CGI-скрипта, которыми обозначают программу (скрипт) поддерживающую работу через интерфейс CGI.

Для передачи данных используются стандартные потоки ввода-вывода, от веб-сервера к СGI-приложению данные передаются через stdin , принимаются назад через stdout , для передачи сообщений об ошибках используется stderr .

Рассмотрим процесс работы такой системы подробнее. Получив запрос от браузера пользователя веб-сервер определяет, что запрошено динамическое содержимое и формирует специальный запрос, которой через интерфейс CGI направляет веб-приложению. При его получении приложение запускается и выполняет запрос, результатом которого служит HTML-код динамически сформированной страницы, который передается назад веб-серверу, после чего приложение завершает свою работу.

Еще одно важное отличие динамического сайта - его страницы физически не существуют в том виде, который отдается пользователю. Фактически имеется веб-приложение, т.е. набор скриптов и шаблонов, и база данных, которая хранит материалы сайта и служебную информацию, отдельно располагается статическое содержимое: картинки, java-скрипты, файлы.

Получив запрос веб-приложение извлекает данные из БД и заполняет ими указанный в запросе шаблон. Результат отдается веб-серверу, который дополняет сформированную таким образом страницу статическим содержимым (изображения, скрипты, стили) и отдает ее браузеру пользователя. Сама страница при этом нигде не сохраняется, разве что в кэше, и при получении нового запроса произойдет повторная генерация страницы.

К достоинствам CGI можно отнести языковую и архитектурную независимость: CGI-приложение может быть написано на любом языке и одинаково хорошо работать с любым веб-сервером. Учитывая простоту и открытость стандарта это привело к бурному развитию веб-приложений.

Однако, кроме достоинств, CGI обладает и существенными недостатками. Основной из них - высокие накладные расходы на запуск и остановку процесса, что влечет за собой повышенные требования к аппаратным ресурсам и невысокую производительность. А использование стандартных потоков ввода-вывода ограничивает возможности масштабирования и обеспечения высокой доступности, так как требует, чтобы веб-сервер и сервер приложений находились в пределах одной системы.

На текущий момент CGI практически не применяется, так как ему на смену пришли более совершенные технологии.

FastCGI

Как следует из названия, основной целью разработки данной технологии было повышение производительности CGI. Являясь ее дальнейшим развитием FastCGI представляет собой клиент-серверный протокол для взаимодействия веб-сервера и сервера приложений, обеспечивающий высокую производительность и безопасность.

FastCGI устраняет основную проблему CGI - повторный запуск процесса веб-приложения на каждый запрос, FastCGI процессы запущены постоянно, что позволяет существенно экономить время и ресурсы. Для передачи данных вместо стандартных потоков используются UNIX-сокеты или TCP/IP , что позволяет размещать веб-сервер и сервера приложений на разных хостах, таким образом обеспечивая масштабирование и/или высокую доступность системы.

Также мы можем запустить на одном компьютере несколько FastCGI процессов, которые могут обрабатывать запросы параллельно, либо иметь различные настройки или версии скриптового языка. Например, можно одновременно иметь несколько версий PHP для разных сайтов, направляя их запросы разным FastCGI процессам.

Для управления FastCGI процессами и распределением нагрузки служат менеджеры процессов, они могут быть как частью веб-сервера, так и отдельными приложениями. Популярные веб-сервера Apache и Lighttpd имеют встроенные менеджеры FastCGI процессов, в то время как Nginx требует для своей работы c FastCGI внешний менеджер.

PHP-FPM и spawn-fcgi

Из внешних менеджеров для FastCGI процессов применяются PHP-FPM и spawn-fcgi. PHP-FPM первоначально был набором патчей к PHP от Андрея Нигматулина, решавший ряд вопросов управления FastCGI процессами, начиная с версии 5.3 является частью проекта и входит в поставку PHP. PHP-FPM умеет динамически управлять количеством процессов PHP в зависимости от нагрузки, перезагружать пулы без потери запросов, аварийный перезапуск сбойных процессов и представляет собой достаточно продвинутый менеджер.

Spawn-fcgi является частью проекта Lighttpd, но в состав одноименного веб-сервера не входит, по умолчанию Lighttpd использует собственный, более простой, менеджер процессов. Разработчики рекомендуют использовать его в случаях, когда вам нужно управлять FastCGI процессами расположенными на другом хосте, либо требуются расширенные настройки безопасности.

Внешние менеджеры позволяют изолировать каждый FastCGI процесс в своем chroot (смена корневого каталога приложения без возможности доступа за его пределы), отличном как от chroot иных процессов, так и от chroot веб-сервера. И, как мы уже говорили, позволяют работать с FastCGI приложениями расположенными на других серверах через TCP/IP, в случае локального доступа следует выбирать доступ через UNIX-сокет, как быстрый тип соединения.

Если снова посмотреть на схему, то мы увидим, что у нас появился новый элемент - менеджер процессов, который является посредником между веб-сервером и серверами приложений. Это несколько усложняет схему, так как настраивать и сопровождать приходится большее количество служб, но в тоже время открывает более широкие возможности, позволяя настроить каждый элемент сервера четко под свои задачи.

На практике, выбирая между встроенным менеджером и внешним здраво оцените ситуацию и выбирайте именно тот инструмент, который наиболее подходит вашим запросам. Например, создавая простой сервер для нескольких сайтов на типовых движках применение внешнего менеджера будет явно излишним. Хотя никто не навязывает вам своей точки зрения. Linux тем и хорош, что каждый может, как из конструктора, собрать именно то, что ему надо.

SCGI, PCGI, PSGI, WSGI и прочие

Погружаясь в тему веб-разработки, вы непременно будете встречаться с упоминанием различных CGI-технологий, наиболее популярные из которых мы перечислили в заголовке. От такого многообразия можно и растеряться, но если вы внимательно прочитали начало нашей статьи, то знаете, как работает CGI и FastCGI, а, следовательно, разобраться с любой из этих технологий не составит для вас труда.

Несмотря на различия в реализациях того или иного решения базовые принципы остаются общими. Все эти технологии предоставляют интерфейс шлюза (Gateway Interface ) для взаимодействия веб-сервера с сервером приложений. Шлюзы позволяют развязать между собой среды веб-сервера и веб-приложения, позволяя использовать любые сочетания без оглядки на возможную несовместимость. Проще говоря, неважно, поддерживает ли ваш веб-сервер конкретную технологию или скриптовый язык, главное, чтобы он умел работать с нужным типом шлюза.

И раз уж мы перечислили в заголовке целую пачку аббревиатур, то пройдем по ним более подробно.

SCGI (Simple Common Gateway Interface ) - простой общий интерфейс шлюза - разработан как альтернатива CGI и во многом аналогичен FastCGI, но более прост в реализации. Все, о чем мы рассказывали применительно к FastGCI справедливо и для SCGI.

PCGI (Perl Common Gateway Interface ) - библиотека Perl для работы с интерфейсом CGI, долгое время являлась основным вариантом работы с Perl-приложениями через CGI, отличается хорошей производительностью (насколько это применимо к CGI) при скромных потребностях в ресурсах и неплохой защиты от перегрузки.

PSGI (Perl Web Server Gateway Interface ) - технология взаимодействия веб-сервера и сервера приложений для Perl. Если PCGI представляет собой инструмент для работы с классическим CGI интерфейсом, то PSGI более напоминает FastCGI. PSGI-сервер представляет среду для выполнения Perl-приложений которая постоянно запущена в качестве службы и может взаимодействовать с веб-сервером через TCP/IP или UNIХ-сокеты и предоставляет Perl-приложениям те же преимущества, что и FastCGI.

WSGI (Web Server Gateway Interface ) - еще один специфичный интерфейс шлюза, предназначенный для взаимодействия веб-сервера с сервером приложений для программ, написанных на языке Phyton.

Как несложно заметить, все перечисленные нами технологии являются в той или иной степени аналогами CGI/FastCGI, но для специфичных областей применения. Приведенных нами данных будет вполне достаточно для общего понимания принципа и механизмов их работы, а более глубокое их изучение имеет смысл только при серьезной работе с указанными технологиями и языками.

Сервер приложений как модуль Apache

Если раньше мы говорили о неком абстрактном веб-сервере, то теперь речь пойдет о конкретном решении и дело здесь не в наших предпочтениях. Среди веб-серверов Apache занимает особое место, в большинстве случаев, когда говорят о веб-сервере на платформе Linux, да и о веб-сервере вообще, то подразумеваться будет именно Apache.

Можно сказать, что это своего рода веб-сервер "по умолчанию". Возьмите любой массовый хостинг - там окажется Apache, возьмите любое веб-приложение - настройки по умолчанию выполнены под Apache.

Да, с технологической точки зрения Apache не является венцом технологий, но именно он представляет золотую середину, прост, понятен, гибок в настройках, универсален. Если вы делаете первые шаги в сайтостроении - то Apache ваш выбор.

Здесь нас могут упрекнуть, что Apache уже давно неактуален, все "реальные пацаны" уже поставили Nginx и т.д. и т.п., поэтому поясним данный момент более подробно. Все популярные CMS из коробки сконфигурированы для использования совместно с Apache, это позволяет сосредоточить все внимание на работу именно с веб-приложением, исключив из возможного источника проблем веб-сервер.

Все популярные среди новичков форумы тоже подразумевают в качестве веб-сервера Apache и большинство советов и рекомендаций будут относиться именно к нему. В тоже время альтернативные веб-сервера как правило требуют более тонкой и тщательной настройки, как со стороны веб-сервера, так и со стороны веб-приложения. При этом пользователи данных продуктов обычно гораздо более опытны и типовые проблемы новичков в их среде не обсуждаются. В итоге может сложиться ситуация, когда ничего не работает и спросить не у кого. С Apache такого гарантированно не произойдет.

Собственно, что такого сделали разработчики Apache, что позволило их детищу занять особое место? Ответ достаточно прост: они пошли своим путем. В то время как CGI предлагал абстрагироваться от конкретных решений, сосредоточившись на универсальном шлюзе, в Apache поступили по-другому - максимально интегрировали веб-сервер и сервер приложений.

Действительно, если запустить сервер приложений как модуль веб-сервера в общем адресном пространстве, то мы получим гораздо более простую схему:

Какие преимущества это дает? Чем проще схема и меньше в ней элементов, тем проще и дешевле сопровождать ее и обслуживать, тем меньше в ней точек отказа. Если для единичного сервера это может быть не так важно, то в рамках хостинга это весьма значительный фактор.

Второе преимущество - производительность. Снова огорчим поклонников Nginx, благодаря работе в едином адресном пространстве, по производительности сервера приложений Apache + mod_php всегда будет на 10-20% быстрее любого иного веб-сервера + FastCGI (или иное CGI решение). Но также следует помнить, что скорость работы сайта обусловлена не только производительностью сервера приложений, но и рядом иных условий, в которых альтернативные веб-сервера могут показывать значительно лучший результат.

Но есть еще одно, достаточно серьезное преимущество, это возможность настройки сервера приложений на уровне отдельного сайта или пользователя. Давайте вернемся немного назад: в FastCGI/CGI схемах сервер приложений - это отдельная служба, со своими, отдельными, настройками, которая даже может работать от имени другого пользователя или на другом хосте. С точки зрения администратора одиночного сервера или какого-нибудь крупного проекта - это отлично, но для пользователей и администраторов хостинга - не очень.

Развитие интернета привело к тому, что количество возможных веб-приложений (CMS, скриптов, фреймворков и т.п.) стало очень велико, а низкий порог вхождения привлек к сайтостроению большое количество людей без специальных технических знаний. В тоже время разные веб-приложения могли требовать различной настройки сервера приложений. Как быть? Каждый раз обращаться в поддержку?

Решение нашлось довольно просто. Так как сервер-приложений теперь часть веб-сервера, то можно поручить последнему управлять его настройками. Традиционно для управления настройками Apache помимо конфигурационных файлов применялись файлы httaccess, которые позволяли пользователям писать туда свои директивы и применять их к той директории, где расположен данный файл и ниже, если там настройки не перекрываются своим файлом httaccess. В режиме mod_php данные файлы позволяют также изменять многие опции PHP для отдельного сайта или директории.

Для принятия изменений не требуется перезапуск веб-сервера и в случае ошибки перестанет работать только этот сайт (или его часть). Кроме того, внести изменения в простой текстовый файл и положить его в папку на сайте под силу даже неподготовленным пользователям и безопасно для сервера в целом.

Сочетание всех этих преимуществ и обеспечило Apache столь широкое применение и статус универсального веб-сервера. Другие решения могут быть быстрее, экономичнее, лучше, но они всегда требуют настройки под задачу, поэтому применяются в основном в целевых проектах, в массовом сегменте безальтернативно доминирует Apache.

Поговорив о достоинствах, перейдем к недостаткам. Некоторые из них просто являются обратной стороной медали. Тот факт, что сервер приложений является частью веб-сервера дает плюсы в производительности и простоте настройки, но в тоже время ограничивает нас как с точки зрения безопасности - сервер приложений всегда работает от имени веб-сервера, так и в гибкости системы, мы не можем разнести веб-сервер и сервер приложений на разные хосты, не можем использовать сервера с разными версиями скриптового языка или разными настройками.

Второй минус - более высокое потребление ресурсов. В схеме с CGI сервер приложений генерирует страницу и отдает ее веб-серверу, освобождая ресурсы, связка Apache + mod_php держит ресурсы сервера приложений занятыми до тех пор, пока веб-сервер не отдаст содержимое страницы клиенту. Если клиент медленный, то ресурсы будут заняты на все время его обслуживания. Именно поэтому перед Apache часто ставят Nginx, который играет роль быстрого клиента, это позволяет Apache быстро отдать страницу и освободить ресурсы, переложив взаимодействие с клиентом на более экономичный Nginx.

Заключение

Охватить в одной статье весь спектр современных технологий невозможно, поэтому мы сосредоточились только на основных из них, некоторые вещи умышленно оставив за кадром, а также прибегли к существенным упрощениям. Несомненно, начав работать в этой области вам потребуется более глубокое изучение темы, но для того, чтобы воспринимать новые знания нужен определенный теоретический фундамент, который мы постарались заложить данным материалом.

Сервер - это некая программа, аппарат или программно-аппаратный комплекс, который реализует какие-то сервисы. В свою очередь сервис - это служба, выполняющая некие действия, запрашиваемые клиентом. Давайте рассмотрим внимательнее, как работает сервер.

Составляющие клиент-серверной схемы

Посмотрим, из чего состоит сам сервер и без каких внешних компонент он не может обходиться. Во-первых, сервер теряет свой смысл в отсутствие клиентов. Принцип работы сервера - реализовывать нужды клиентов. Клиент формирует требования к серверу и берет на себя некоторую долю его работы. Поэтому чаще говорят не просто о сервере, а о системе клиенты-сервер. Клиент составляет запросы к серверу, посредством которых изъявляет свою волю. Посему следующим, вторым компонентом системы будет тот формальный язык, на котором эти запросы составляются. Этих языков великое множество и выбор того или иного напрямую зависит от сервера. Запросы до сервера должны как-то доставляться. Третий элемент - канал связи клиента и сервера, по которому передаются данные. Это чаще всего либо локальная сеть, либо Интернет, либо локальные связи одной машины. Пришедший запрос сервер должен как-то принять и распознать. Принимающее устройство - так называемый внешний интерфейс, представляет собой несколько портов, которые сервер непрерывно (или не непрерывно) слушает. Принятые запросы отправляются в программную часть сервера, где и обрабатываются в соответствии с тем, как сервер запрограммирован. И в зависимости от принятого запроса, запускается тот или иной сервис с теми или иными начальными данными. Сервисы и будут последней составляющей системы. После окончания работы сервиса результат выполнения отсылается клиенту по тому же каналу связи. Или, если сервис интерактивный, то и в процессе его работы будет интенсивный обмен данными по каналу «клиент-сервер».

Для чего нужен сервер

Сейчас основное назначение клиент-серверных систем - переместить нагрузку с машин-клиентов на машину сервер. Именно поэтому вычислительная мощность обычного сервера на пару порядков выше, чем оная у обычного домашнего компьютера. Но иногда такая организация работы системы отдаёт всю нагрузку на клиенты, а сервер служит для организации их работы и взаимодействия. Или строго наоборот, сервер выполняет все вычисления, а клиенты служат лишь для выдачи информации пользователю. Как видно, способов использовать клиент-серверную модель масса.

Плюсы и минусы модели

Плюсы очевидны - сам принцип работы сервера обеспечивает удобство работы с системой, простоту управления ею, правильное распределение нагрузки на машины. А минусом является язык запросов и связанные с ним компоненты. Если пользователь случайно или умышленно отсылает на сервер неверно сформулированный запрос, то если такая ошибка не была предусмотрена программистом, система даст сбой. Сведущие люди составляют заведомо неверные запросы так, чтобы система, призванная выдавать клиенту прогноз погоды, вывела злоумышленнику, например, данные кредитных карт всех пользователей (если, конечно, за данные карт и за прогноз погоды отвечает один и тот же сервер). И счастливый злоумышленник сначала идёт и перечисляет себе все деньги всех пользователей сервиса, а затем долго и вдумчиво убегает от управления «К», расследующего это преступление.

Безопасность

Клиент-серверная модель организации работы системы - очень удобная в программировании, управлении и работе вещь. Но чтобы такой системой можно было пользоваться, каждая компонента работающей схемы должна быть защищена как от злоумышленников, так и от пользователей, не знающих, как работает сервер, но жмущих все кнопочки, до которых смогут дотянуться в произвольной последовательности. Чтобы в системе можно было хранить, передавать и обрабатывать важные данные, например, сведения о платёжных картах, система информационной безопасности сервера должна удовлетворять определённым законом требованиям.

Все больше предприятий малого бизнеса могут оценить преимущества наличия сети

Слова «сервер» и «сеть» у многих людей вызывают ассоциации с огромными компьютерными помещениями в недрах больших корпораций, которыми управляют технари-очкарики в комнатах без окон. К счастью, времена изменились.

Сегодня сети с серверами можно увидеть более чем в 20% американских малых предприятий с более чем одним ПК, и этот процент, по сведениям аналитиков, продолжает расти. Более того, аналитики говорят, что в организациях с числом ПК меньше пяти серверы и сети теперь применяют очень широко, так как пользователи уже успели оценить удобство и высокую производительность работы в общедоступной сети.

Но кто эти люди, которые управляют этими серверами и сетями? Если вы ведете свой личный бизнес, то можете быть и вы сами. Или поручите это своему офис-менеджеру, специалисту по маркетингу или даже бухгалтеру - любой сотрудник с достаточным техническим кругозором справится с этой задачей.

«Я вижу все больше небольших организаций, в которых работают серверы, даже в офисах с одним сотрудником», - говорит Лора ДиДио (Laura DiDio), аналитик малого бизнеса в консалтинговой компании The Yankee Group из Бостона. - «Они позволяют получить больше прибыли на доллар, вложенный в технологии».

Все дороги ведут к серверу
Обратимся к причинам, которые побуждают малый бизнес устанавливать серверы (серверы - это компьютеры, которые обеспечивают службы, команды и централизованное управление для рабочих станций, именуемых «клиентами»). Но сначала посмотрим, почему сети с серверами уже работают в офисах пользователей.

Возьмем уже знакомую нам Лору ДиДио. Часть времени она работает в своем загородном доме и хочет извлечь максимальную пользу от своих затрат на технологии. «У меня дома два переносных компьютера, два скоростных подключения, три телефонные линии и сервер, работающий под управлением Microsoft Small Business Server», - говорит Лора.

Сервер - двигатель ее системы. Он позволяет ДиДио централизовать и защитить данные на ПК, контролировать файлы, легко создавать резервные копии и эффективно работать с клиентами - клиенты получают такое же обслуживание, как если бы она находилась не дома, а в своем бостонском офисе.

«Сервер позволяет мне работать более гибко, устанавливать все, что я хочу, и создает мне профессиональный идидж», - говорит Лора.

Еще один сторонник серверов - Гарри Брелсфорд (Harry Brelsford), консультант-реселлер по технологиям и технический писатель из Бэйнбридж Айленд, штат Вашингтон. У него в офисе работают три клиентских ПК и сервер. Здесь он предоставляет консалтинговые услуги по технологиям примерно 20 компаниям, а также пишет книги по этой тематике (он уже написал 10 таких книг).

«Сервер и сеть очень помогают мне в работе», - говорит Брелсфорд. - «Если мне нужен какой-то файл, я точно знаю, где его искать. У меня также больше уверенности в стабильности системы, независимо от того, что я делаю. Просто вы выполняете работу лучше и без переделок. Вы можете забыть о недостатке места на диске, беспорядке в файлах, недостаточной мощности процессора и потерях данных».

ДиДио и Брелсфорд говорят о серверах Dell и Hewlett-Packard, которые стоят не более 1,000 долл.. На них работает новое программное обеспечение Microsoft Windows Small Business Server 2003 (599 долл. за Standard Edition). Такой комплекс весьма привлекателен для менеджеров, умеющих считать свои деньги. Версия Standard Edition также включает Microsoft Exchange Server 2003.

С этим согласен Рэй Боггс (Ray Boggs), вице-президент по развитию малого бизнеса и домашних офисов в IDC, компании технического консалтинга из Фрэмингхэма, штат Массачусетс. Он говорит, что, хотя преимуществами от перехода на технологии клиент/сервер могут пользоваться все малые организации, наибольшие выгоды получают те из них, у которых 15 ПК или больше. Это достигается за счет новых аппаратных средств и программного обеспечения, предназначенных специально для этого рынка, и резко возрастающего числа сделок.

«Цены на серверы продолжают падать, а их функциональные возможности продолжают улучшаться», - говорит Боггс.

Восемь причин приобрести сервер
Итак, выслушав мнение аналитиков и просто пользователей, получаем восемь причин для приобретения сервера для вашего малого бизнеса, вместо того, чтобы обойтись без него или возложить надежды на одноранговую сетевую среду.

  1. Вы наведете порядок в хаосе. Централизуя данные на сервере, можно лучше управлять важной деловой информацией. Общий доступ к файлам и другим данным со всех ПК существенно упрощается по сравнению с перемещением данных с одного ПК на другой. И, как отмечает ДиДио, более старые ПК могут обрести новую жизнь, если их файлы и данные загрузить на сервер. «Многие покупают серверы и не спешат избавляться от своих старых ПК и переносных компьютеров», - говорит она.
  2. Лучшая защита данных. В Windows Small Business Server 2003 имеются две функции, которые позволяют пользователям лучше защитить информационные активы, упрощая архивацию и восстановление критических данных. Это мастер настройки архивации и теневое копирование тома.
  3. Лучшее сотрудничество при ведении бизнеса. Сеть, поддерживаемая сервером - это не только облегчение общего доступа к данным. Windows, Small Business Server 2003 поставляется со службами Windows SharePoint Services, программным обеспечением, которое позволит вашим сотрудникам и другим членам команды организовать совместную работу через Интернет. Установив SharePoint, вы получаете портал внутренней сети компании с дружественным интерфейсом, обеспечивающим общий доступ к данным и их организацию. Службы поставляются со справочными документами и ресурсами. Сервер также обязателен, если требуется поддержка на нескольких ПК жизненно важных для деятельности предприятия приложений, таких как финансовые решения Microsoft Business Solutions.
  4. Повышение мобильности персонала. Серверы позволяют получать удаленный доступ к сети и данным уполномоченным сотрудникам, находящимся вне офиса, в пути или работающих в локальных подразделениях. С помощью функции рабочего места в Интернете пользователи Windows Small Business Server 2003 могут получать доступ к данным на сервере через Интернет. Сотрудники вне офиса могут также подключаться к внутренней сети компании через SharePoint
  5. Совместное использование высокоскоростного доступа. «Настоящий катализатор сбыта серверов в среде малого бизнеса - это высокоскоростной доступ к Интернету для всех компьютеров сети», - говорит Боггс из IDC. - «Если в бизнесе используется три и больше учетных записей удаленного доступа, - самое время купить сервер и перейти на скоростной доступ. Возврат вложений будет очень быстрым за счет роста производительности труда».
  6. Быстрая настройка новых компьютеров, добавление пользователей и развертывание новых приложений. Планируете развитие своего дела? Управляя данными из общего центра, легче координировать добавление новых ПК, программ и лицензий на них. Можно также лучше управлять брандмауэрами и контролировать угрозы данным, разворачивать антивирусную защиту и обнаруживать вторжения.
  7. Увеличение вычислительной мощности. Сервер расширяет возможности сети, позволяя хранить большие массивы данных, освобождая память и повышая эффективность использования отдельных ПК. «Малый бизнес сегодня нуждается в дополнительных вычислительных мощностях для использования веб-служб, управления веб-узлами, выполнения рассылок информации по электронной почте и применения более совершенных инструментальных средств и приложений», - говорит ДиДио. (Боггс добавляет, что недалек тот день, когда у многих дома будут работать серверы, помогая студентам с помощью ПК выполнять учебные задания, а подросткам - покупать в Интернете игры и другие сложные программы.)
  8. Создайте профессиональный имидж своему бизнесу и расширьте взаимодействие с клиентами. Серверное программное обеспечение, такое как Windows Small Business Server 2003, позволяет объединять учетные записи электронной почты (AOL, Yahoo!, Hotmail и т.д.) в одну учетную запись компании, усиливая ваш имидж среди клиентов и партнеров. «Вы можете иметь несколько псевдонимов одного корневого адреса электронной почты», - говорит Брелсфорд. - «Сервер может придавать вес вашему бизнесу». ДиДио: «Это не только приносит вам больше прибыли на вложенный доллар, но и делает ваш имидж более профессиональным в глазах тех, с кем вы хотите иметь дело».
Как узнать, что пора покупать сервер?
  • В вашем бизнесе используется две или больше учетных записей удаленного доступа.
  • Вы хотите централизовать и организовать данные (не всегда можете найти то, что вам нужно).
  • Вы хотите создать общий доступ к аппаратным средствам, таким как принтеры и факсы для двух или больше ПК (при использовании для этой цели одноранговых сетей требуется большое количество шнуров и проводов).
  • Вы хотите упростить резервное копирование, чтобы обеспечить лучшую защиту данных.
  • Многим вашим сотрудникам, которые часто находятся в пути, вне офиса или работают в локальных подразделениях, требуется подключаться к сети.
  • Вы хотите весь свой бизнес охватить внутренней сетью (сотрудники, которые находятся вне офиса, не всегда помнят о том, что время от времени нужно с вами связываться).
  • Вам нужно много места для хранения данных (и ваши перегруженные ПК содрогаются и стонут при добавлении новых данных).
  • Вы хотели бы запускать финансовое программное обеспечение или другие важные для вашего бизнеса приложения на нескольких ПК.
  • Ваша компания растет, и вы планируете принять новых сотрудников и добавить компьютеры (поздравляем!).
  • У вас скромный бизнес, и вы хотели бы выглядеть профессионально (и больше, чем есть на самом деле).
  • Ваши ПК очень старые, и вы хотели бы избавиться от них. Сервер сделает процедуру перехода безболезненной.
  • Ваши ПК очень старые, но вы хотели бы сохранить их. Сервер примет нагрузку с ПК на себя.

Грамотная клиент-серверная архитектура: как правильно проектировать и разрабатывать web API

Рассказывает Владимир, веб-разработчик Noveo

Большинству разработчиков сайтов, веб-сервисов и мобильных приложений рано или поздно приходится иметь дело с клиент-серверной архитектурой, а именно разрабатывать web API или интегрироваться с ним. Чтобы не изобретать каждый раз что-то новое, важно выработать относительно универсальный подход к проектированию web API, основываясь на опыте разработки подобных систем. Предлагаем вашему вниманию объединенный цикл статей, посвящённых этому вопросу.

Приближение первое: Действующие лица

В один прекрасный момент, в процессе создания очередного веб-сервиса, я решил собрать все свои знания и размышления на тему проектирования web API для обслуживания нужд клиентских приложений и оформить их в виде статьи или серии статей. Разумеется, мой опыт не претендует на абсолют, и конструктивная критика и дополнения более чем приветствуются.

Чтиво получилось больше философское, нежели техническое, но и для любителей технической части здесь будет над чем поразмыслить. Сомневаюсь, что скажу в этой статье что-то принципиально новое, то, о чем вы никогда не слышали, не читали и о чем не думали сами. Просто попытаюсь уложить все в единую систему, в первую очередь в своей собственной голове, а это уже дорогого стоит. Тем не менее, буду рад, если мои измышления будут вам полезны в вашей практике. Итак, поехали.

Клиент и сервер

Сервером в данном случае мы считаем абстрактную машину в сети, способную получить HTTP-запрос, обработать его и вернуть корректный ответ. В контексте данной статьи совершенно не важны его физическая суть и внутренняя архитектура, будь то студенческий ноутбук или огромный кластер из промышленных серверов, разбросанных по всему миру. Нам в той же мере совершенно неважно, что у него под капотом, кто встречает запрос у дверей, Apache или Nginx, какой неведомый зверь, PHP, Python или Ruby выполняет его обработку и формирует ответ, какое хранилище данных используется: Postgresql, MySQL или MongoDB. Главное, чтобы сервер отвечал главному правилу - услышать, понять и простить ответить.

Клиентом тоже может быть все, что угодно, что способно сформировать и отправить HTTP-запрос. До определенного момента в этой статье нам также не особо будут интересны цели, которые ставит перед собой клиент, отправляя этот запрос, как и то, что он будет делать с ответом. Клиентом может быть JavaScript-сценарий, работающий в браузере, мобильное приложение, злой (или не очень) демон, запущенный на сервере, или слишком поумневший холодильник (уже есть и такие).

По большей части мы будем говорить о способе общения между выше перечисленными двумя, таком способе, чтобы они друг друга понимали, и ни у одного не оставалось вопросов.

Философия REST

REST (Representational state transfer) изначально был задуман как простой и однозначный интерфейс для управления данными, предполагавший всего несколько базовых операций с непосредственным сетевым хранилищем (сервером): извлечение данных (GET), сохранение (POST), изменение (PUT/PATCH) и удаление (DELETE). Разумеется, этот перечень всегда сопровождался такими опциями, как обработка ошибок в запросе (корректно ли составлен запрос), разграничение доступа к данным (вдруг этого вам знать не следует) и валидация входящих данных (вдруг вы написали ерунду), в общем, всеми возможными проверками, которые сервер выполняет перед тем, как выполнить желание клиента .

Помимо этого REST имеет ряд архитектурных принципов, перечень которых можно найти в любой другой статье о REST. Пробежимся по ним кратко, чтобы они были под рукой, и не пришлось никуда уходить:

Независимость сервера от клиента - серверы и клиенты могут быть мгновенно заменены другими независимо друг от друга, так как интерфейс между ними не меняется. Сервер не хранит состояний клиента.
Уникальность адресов ресурсов - каждая единица данных (любой степени вложенности) имеет свой собственный уникальный URL, который, по сути, целиком является однозначным идентификатором ресурса.

Пример: GET /api/v1/users/25/name

Независимость формата хранения данных от формата их передачи - сервер может поддерживать несколько различных форматов для передачи одних и тех же данных (JSON, XML и т.д.), но хранит данные в своем внутреннем формате, независимо от поддерживаемых.

Присутствие в ответе всех необходимых метаданных - помимо самих данных сервер должен возвращать детали обработки запроса, например, сообщения об ошибках, различные свойства ресурса, необходимые для дальнейшей работы с ним, например, общее число записей в коллекции для правильного отображения постраничной навигации. Мы еще пройдемся по разновидностям ресурсов.

Чего нам не хватает

Классический REST подразумевает работу клиента с сервером как с плоским хранилищем данных, при этом ничего не говорится о связанности и взаимозависимости данных между собой. Все это по умолчанию целиком ложится на плечи клиентского приложения. Однако современные предметные области, для которых разрабатываются системы управления данными, будь то социальные сервисы или системы интернет-маркетинга, подразумевают сложную взаимосвязь между сущностями, хранящимися в базе данных. Поддержка этих связей, т.е. целостности данных, находится в зоне ответственности серверной стороны, в то время, как клиент является только интерфейсом для доступа к этим данным. Так чего же нам не хватает в REST?

Вызовы функций

Чтобы не менять данные и связи между ними вручную, мы просто вызываем у ресурса функцию и «скармливаем» ей в качестве аргумента необходимые данные. Эта операция не подходит под стандарты REST, для нее не существует особого глагола, что заставляет нас, разработчиков, выкручиваться кто во что горазд.

Самый простой пример – авторизация пользователя. Мы вызываем функцию login, передаем ей в качестве аргумента объект, содержащий учетные данные, и в ответ получаем ключ доступа. Что творится с данными на серверной стороне – нас не волнует.

Еще вариант – создание и разрыв связей между данными. Например, добавление пользователя в группу. Вызываем у сущности группа функцию addUser, в качестве параметра передаем объект пользователь , получаем результат.

А еще бывают операции, которые вообще не связаны напрямую с сохранением данных как таковых, например, рассылка уведомлений, подтверждение или отклонение каких-либо операций (завершение отчетного периода etc).

Множественные операции

Часто бывает так, и разработчики клиентов поймут, о чем я, что клиентскому приложению удобнее создавать/изменять/удалять/ сразу несколько однородных объектов одним запросом, и по каждому объекту возможен свой вердикт серверной стороны. Тут есть как минимум несколько вариантов: либо все изменения выполнены, либо они выполнены частично (для части объектов), либо произошла ошибка. Ну и стратегий тоже несколько: применять изменения только в случае успеха для всех, либо применять частично, либо откатываться в случае любой ошибки, а это уже тянет на полноценный механизм транзакций.

Для web API, стремящегося к идеалу, тоже хотелось бы как-то привести подобные операции в систему. Постараюсь сделать это в одном из продолжений.

Статистические запросы, агрегаторы, форматирование данных

Частенько бывает так, что на основе хранимых на сервере данных нам нужно получить статистическую выжимку или данные, отформатированные особым образом: например, для построения графика на стороне клиента. По сути это данные, генерируемые по требованию, в той или иной мере на лету, и доступные только для чтения, так что имеет смысл вынести их в отдельную категорию. Одной из отличительных особенностей статистических данных, на мой взгляд, является то, что они не имеют уникального ID.

Уверен, что это далеко не все, с чем можно столкнуться при разработке реальных приложений, и буду рад вашим дополнениям и коррективам.

Разновидности данных

Объекты

Ключевым типом данных в общении между клиентом и сервером выступает объект. По сути, объект – это перечень свойств и соответствующих им значений. Мы можем отправить объект на сервер в запросе и получить в результат запроса в виде объекта. При этом объект не обязательно будет реальной сущностью, хранящейся в базе данных, по крайней мере, в том виде, в котором он отправлен или получен. Например, учетные данные для авторизации передаются в виде объекта, но не являются самостоятельной сущностью. Даже хранимые в БД объекты склонны обрастать дополнительными свойствами внутрисистемного характера, например, датами создания и редактирования, различными системными метками и флагами. Свойства объектов могут быть как собственными скалярными значениями, так и содержать связанные объекты и коллекции объектов , которые не являются частью объекта. Часть свойств объектов может быть редактируемой, часть системной, доступной только для чтения, а часть может носить статистический характер и вычисляться на лету (например, количество лайков). Некоторые свойства объекта могут быть скрыты, в зависимости от прав пользователя.

Коллекции объектов

Говоря о коллекциях, мы подразумеваем разновидность серверного ресурса, позволяющую работать с перечнем однородных объектов, т.е. добавлять, удалять, изменять объекты и осуществлять выборку из них. Помимо этого коллекция теоретически может обладать собственными свойствами (например, максимальное число элементов на страницу) и функциями (тут я в замешательстве, но такое тоже было).

Скалярные значения

В чистом виде скалярные значения как отдельная сущность на моей памяти встречались крайне редко. Обычно они фигурировали как свойства объектов или коллекций, и в этом качестве они могут быть доступны как для чтения, так и для записи. Например, имя пользователя может быть получено и изменено в индивидуальном порядке GET /users/1/name . На практике эта возможность пригождается редко, но в случае необходимости хотелось бы, чтобы она была под рукой. Особенно это касается свойств коллекции, например числа записей (с фильтрацией или без нее): GET /news/count .

В одной из следующих статей я постараюсь классифицировать эти операции и предложить варианты возможных запросов и ответов, основываясь на том, с какими из них мне приходилось сталкиваться на практике.

Приближение второе: Правильный путь

В этом приближении я хотел бы отдельно поговорить о подходах к построению уникальных путей к ресурсам и методам вашего web API и о тех архитектурных особенностях приложения, которые влияют на внешний вид этого пути и его компоненты.

О чем стоит подумать, стоя на берегу

Версионность

Рано или поздно любая действующая система начинает эволюционировать: развиваться, усложняться, масштабироваться, усовремениваться. Для разработчиков REST API это чревато в первую очередь тем, что необходимо запускать новые версии API при работающих старых. Здесь я говорю больше не об архитектурных изменениях под капотом вашей системы, а о том, что изменяется сам формат данных и набор операций с ними. В любом случае версионность нужно предусмотреть как в изначальной организации исходного кода, так и в принципе построения URL. Что касается URL, здесь существует два наиболее популярных способа указания версии API, которой адресован запрос. Префиксация пути example-api.com/v1/ и разведение версий на уровне субдомена v1.example-api.com . Использовать можно любой из них, в зависимости от потребности и необходимости.

Автономность компонентов

Web API сложных систем, поддерживающих несколько пользовательских ролей, зачастую требует разделения на части, каждая из которых обслуживает свой спектр задач. По сути, каждая часть может быть самостоятельным приложением, работать на разных физических машинах и платформах. В контексте описания API нам совершенно не важно, как сервер обрабатывает запрос и какие силы и технологии в этом замешаны. Для клиента API – система инкапсулированная. Тем не менее разные части системы могут обладать совершенно разной функциональностью, например, административная и пользовательская часть. И методология работы с одними и теми же, казалось бы, ресурсами может существенно отличаться. Поэтому такие части необходимо разделять на уровне домена admin.v1.example-api.com или префикса пути example-api.com/v1/admin/ . Это требование не является обязательным, и многое зависит от сложности системы и её назначения.

Формат обмена данными

Самым удобным и функциональным, на мой взгляд, форматом обмена данными является JSON, но никто не запрещает использовать XML, YAML или любой другой формат, позволяющий хранить сериализованные объекты без потери типа данных. При желании можно сделать в API поддержку нескольких форматов ввода/вывода. Достаточно задействовать HTTP заголовок запроса для указания желаемого формата ответа Accept и Content-Type для указания формата переданных в запросе данных. Другим популярным способом является добавление расширения к URL ресурса, например, GET /users.xml , но такой способ кажется менее гибким и красивым, хотя бы потому, что утяжеляет URL и верен скорее для GET-запросов, нежели для всех возможных операций.

Локализация и многоязычность

На практике многоязычность API чаще всего сводится к переводу сервисных сообщений и сообщений об ошибках на требуемый язык для прямого отображения конечному пользователю. Многоязычный контент тоже имеет место быть, но сохранение и выдача контента на разных языках, на мой взгляд, должна разграничиваться более явно, например, если у вас одна и та же статья существует на разных языках, то по факту это две разных сущности, сгруппированные по признаку единства содержания. Для идентификации ожидаемого языка можно использовать разные способы. Самым простым можно считать стандартный HTTP-заголовок Accept-Language . Я встречал и другие способы, такие, как добавление GET-параметра language="en" , использование префикса пути example-api.com/en/ или даже на уровне доменного имени en.example-api.com . Мне кажется, что выбор способа указания локали зависит от конкретного приложения и задач, стоящих перед ним.

Внутренняя маршрутизация

Итак, мы добрались до корневого узла нашего API (или одного из его компонентов). Все дальнейшие маршруты будут проходить уже непосредственно внутри вашего серверного приложения, в соответствии с поддерживаемым им набором ресурсов.

Пути к коллекциям

Для указания пути к коллекции мы просто используем название соответствующей сущности, например, если это список пользователей, то путь будет таким /users . К коллекции как таковой применимы два метода: GET (получение лимитированного списка сущностей) и POST (создание нового элемента). В запросах на получение списков мы можем использовать множество дополнительных GET параметров, применяемых для постраничного вывода, сортировки, фильтрации, поиска etc, но они должны быть опциональными, т.е. эти параметры не должны передаваться как часть пути!

Элементы коллекции

Для обращения к конкретному элементу коллекции мы используем в маршруте его уникальный идентификатор /users/25 . Это и есть уникальный путь к нему. Для работы с объектом применимы методы GET (получение объекта), PUT/PATCH (изменение) и DELETE (удаление).

Уникальные объекты

Во множестве сервисов существуют уникальные для текущего пользователя объекты, например профиль текущего пользователя /profile , или персональные настройки /settings . Разумеется, с одной стороны, это элементы одной из коллекций, но они являются отправной точкой в использовании нашего Web API клиентским приложением, и к тому же позволяют намного более широкий спектр операций над данными. При этом коллекция, хранящая пользовательские настройки может быть вообще недоступна из соображений безопасности и конфиденциальности данных.

Свойства объектов и коллекций

Для того, чтобы добраться до любого из свойств объекта напрямую, достаточно добавить к пути до объекта имя свойства, например получить имя пользователя /users/25/name . К свойству применимы методы GET (получение значения) и PUT/PATCH (изменение значения). Метод DELETE не применим, т.к. свойство является структурной частью объекта, как формализованной единицы данных.

В предыдущей части мы говорили о том, что у коллекций, как и у объектов, могут быть собственные свойства. На моей памяти мне пригодилось только свойство count, но ваше приложение может быть более сложным и специфичным. Пути к свойствам коллекций строятся по тому же принципу, что и к свойствам их элементов: /users/count . Для свойств коллекций применим только метод GET (получение свойства), т.к. коллекция – это только интерфейс для доступа к списку.

Коллекции связанных объектов

Одной из разновидностей свойств объектов могут быть связанные объекты или коллекции связанных объектов. Такие сущности, как правило, не являются собственным свойством объекта, а лишь отсылками к его связям с другими сущностями. Например, перечень ролей, которые были присвоены пользователю /users/25/roles . По поводу работы с вложенными объектами и коллекциями мы подробно поговорим в одной из следующих частей, а на данном этапе нам достаточно того, что мы имеем возможность обращаться к ним напрямую, как к любому другому свойству объекта.

Функции объектов и коллекций

Для построения пути к интерфейсу вызова функции у коллекции или объекта мы используем тот же самый подход, что и для обращения к свойству. Например, для объекта /users/25/sendPasswordReminder или коллекции /users/disableUnconfirmed . Для вызовов функций мы в любом случае используем метод POST. Почему? Напомню, что в классическом REST не существует специального глагола для вызова функций, а потому нам придется использовать один из существующих. На мой взгляд, для этого больше всего подходит метод POST т.к. он позволяет передавать на сервер необходимые аргументы, не является идемпотентным (возвращающим один и тот же результат при многократном обращении) и наиболее абстрактен по семантике.

Надеюсь, что все более-менее уложилось в систему 🙂 В следующей части мы поговорим подробнее о запросах и ответах, их форматах, кодах статусов.

Приближение третье: Запросы и ответы

В предыдущих приближениях я рассказал о том, как пришла идея собрать и обобщить имеющийся опыт разработки web API. В первой части я постарался описать, с какими видами ресурсов и операций над ними мы имеем дело при проектировании web API. Во второй части были затронуты вопросы построения уникальных URL для обращения к этим ресурсам. А в этом приближении я попробую описать возможные варианты запросов и ответов.

Универсальный ответ

Мы уже проговаривали, что конкретный формат общения сервера с клиентом может быть любым на усмотрение разработчика. Для меня наиболее удобным и наглядным кажется формат JSON, хотя в реальном приложении может быть реализована поддержка нескольких форматов. Сейчас же сосредоточимся на структуре и необходимых атрибутах объекта ответа. Да, все данные, возвращаемые сервером, мы будем оборачивать в специальный контейнер - универсальный объект ответа , который будет содержать всю необходимую сервисную информацию для его дальнейшей обработки. Итак, что это за информация:

Success - маркер успешности выполнения запроса

Для того, чтобы при получении ответа от сервера сразу понять, увенчался ли запрос успехом, и передать его соответствующему обработчику, достаточно использовать маркер успешности «success». Самый простой ответ сервера, не содержащий никаких данных, будет выглядеть так:

POST /api/v1/articles/22/publish { "success": true }

Error - сведения об ошибке

В случае, если выполнение запроса завершилось неудачей - о причинах и разновидностях отрицательных ответов сервера поговорим чуть позже, - к ответу добавляется атрибут «error», содержащий в себе HTTP-код статуса и текст сообщения об ошибке. Прошу не путать с сообщениями об ошибках валидации данных для конкретных полей. Правильнее всего, на мой взгляд, возвращать код статуса и в заголовке ответа, но я встречал и другой подход - в заголовке всегда возвращать статус 200 (успех), а детали и возможные данные об ошибках передавать в теле ответа.

GET /api/v1/user { "success": false, "error": { "code" : 401, "message" : "Authorization failed" } }

Data - данные, возвращаемые сервером

Большинство ответов сервера призваны возвращать данные. В зависимости от типа запроса и его успеха ожидаемый набор данных будет разным, тем не менее атрибут«data» будет присутствовать в подавляющем большинстве ответов.

Пример возвращаемых данных в случае успеха. В данном случае ответ содержит запрашиваемый объект user.

GET /api/v1/user { "success": true, "data": { "id" : 125, "email" : "[email protected]", "name" : "John", "surname" : "Smith", } }

Пример возвращаемых данных в случае ошибки. В данном случае содержит имена полей и сообщения об ошибках валидации.

PUT /api/v1/user { "success": false, "error": { "code" : 422, "message" : "Validation failed" } "data": { "email" : "Email could not be blank.", } }

Pagination - сведения, необходимые для организации постраничной навигации

Помимо собственно данных, в ответах, возвращающих набор элементов коллекции , обязательно должна присутствовать информация о постраничной навигации (пагинации) по результатам запроса.

Минимальный набор значений для пагинации состоит из:

  • общего числа записей;
  • числа страниц;
  • номера текущей страницы;
  • числа записей на странице;
  • максимального числа записей на странице, поддерживаемого серверной стороной.

Некоторые разработчики web API также включают в пагинацию набор готовых ссылок на соседние страницы, а также первую, последнюю и текущую.

GET /api/v1/articles Response: { "success": true, "data": [ { "id" : 1, "title" : "Interesting thing", }, { "id" : 2, "title" : "Boring text", } ], "pagination": { "totalRecords" : 2, "totalPages" : 1, "currentPage" : 1, "perPage" : 20, "maxPerPage" : 100, } }

Работа над ошибками

Как уже упоминалось выше, не все запросы к web API завершаются успехом, но это тоже часть игры. Система информирования об ошибках является мощным инструментом, облегчающим работу клиента и направляющим клиентское приложение по правильному пути. Слово «ошибка» в этом контексте не совсем уместно. Здесь больше подойдёт слово исключение , так как на самом деле запрос успешно получен, проанализирован, и на него возвращается адекватный ответ, объясняющий, почему запрос не может быть выполнен.

Каковы же потенциальные причины получаемых исключений?

500 Internal server error - всё сломалось, но мы скоро починим

Это как раз тот случай, когда проблема произошла на стороне самого сервера, и клиентскому приложению остаётся только вздохнуть и уведомить пользователя о том, что сервер устал и прилёг отдохнуть. Например, утеряно соединение с базой данных или в коде завелся баг.

400 Bad request - а теперь у вас всё сломалось

Ответ прямо противоположный предыдущему. Возвращается в тех случаях, когда клиентское приложение отправляет запрос, который в принципе не может быть корректно обработан, не содержит обязательных параметров или имеет синтаксические ошибки. Обычно это лечится повторным прочтением документации к web API.

401 Unauthorized - незнакомец, назови себя

Для доступа к этому ресурсу требуется авторизация. Разумеется, наличие авторизации не гарантирует того, что ресурс станет доступным, но не авторизовавшись, вы точно этого не узнаете. Возникает, например, при попытке обратиться к закрытой части API или при истечении срока действия текущего токена.

403 Forbidden - вам сюда нельзя

Запрашиваемый ресурс существует, но у пользователя недостаточно прав на его просмотр или модификацию.

404 Not found - по этому адресу никто не живёт

Такой ответ возвращается, как правило, в трёх случаях: путь к ресурсу неверен (ошибочен), запрашиваемый ресурс был удалён и перестал существовать, права текущего пользователя не позволяют ему знать о существовании запрашиваемого ресурса. Например, пока просматривали список товаров, один из них внезапно вышел из моды и был удалён.

405 Method not allowed - нельзя такое делать

Эта разновидность исключения напрямую связана с использованным при запросе глаголом (GET, PUT, POST, DELETE), который, в свою очередь, свидетельствует о действии, которое мы пытаемся совершить с ресурсом. Если запрошенный ресурс не поддерживает указанное действие, сервер говорит об этом прямо.

422 Unprocessable entity - исправьте и пришлите снова

Одно из самых полезных исключений. Возвращается каждый раз, когда в данных запроса существуют логические ошибки. Под данными запроса мы подразумеваем либо набор параметров и соответствующих им значений, переданных методом GET, либо поля объекта, передаваемого в теле запроса методами POST, PUT и DELETE. Если данные не прошли валидацию, сервер в секции «data» возвращает отчет о том, какие именно параметры невалидны и почему.

Протокол HTTP поддерживает намного большее число различных статус-кодов на все случаи жизни, но на практике они используются редко и в контексте web API не несут практической пользы. На моей памяти мне не приходилось выходить за пределы вышеперечисленного списка исключений.

Запросы

Получение элементов коллекции

Одним из наиболее частотных запросов является запрос на получение элементов коллекции. Информационные ленты, списки товаров, различные информационные и статистические таблицы и многое другое клиентское приложение отображает посредством обращения к коллекционным ресурсам. Для осуществления этого запроса мы обращаемся к коллекции, используя метод GET и передавая в строке запроса дополнительные параметры. Как мы уже обозначили выше, в качестве ответа мы ожидаем получить массив однородных элементов коллекции и информацию, необходимую для пагинации - подгрузки продолжения списка или же конкретной его страницы. Содержимое выборки может быть особым способом ограничено и отсортировано с помощью передачи дополнительных параметров. О них и пойдёт речь далее.

Постраничная навигация

page - параметр указывает на то, какая страница должна быть отображена. Если этот параметр не передан, то отображается первая страница. Из первого же успешного ответа сервера будет ясно, сколько страниц имеет коллекция при текущих параметрах фильтрации. Если значение превышает максимальное число страниц, то разумнее всего вернуть ошибку 404 Not found .

GET /api/v1/news?page=1

perPage - указывает на желаемое число элементов на странице. Как правило, API имеет собственное значение по умолчанию, которое возвращает в качестве поля perPage в секции pagination, но в ряде случаев позволяет увеличивать это значение до разумных пределов, предоставив максимальное значение maxPerPage:

GET /api/v1/news?perPage=100

Сортировка результатов

Зачастую результаты выборки требуется упорядочить по возрастанию или убыванию значений определенных полей, которые поддерживают сравнительную (для числовых полей) или алфавитную (для строковых полей) сортировку. Например, нам нужно упорядочить список пользователей по имени или товары по цене. Помимо этого мы можем задать направление сортировки от A до Я или в обратном направлении, причём разное для разных полей.

sortBy - существует несколько подходов к передаче данных о сложной сортировке в GET параметрах. Здесь необходимо четко указать порядок сортировки и направление.

В некоторых API это предлагается сделать в виде строки:

GET /api/v1/products?sortBy=name.desc,price.asc

В других вариантах предлагается использовать массив:

GET /api/v1/products? sortBy=name& sortBy=desc& sortBy=price& sortBy=asc

В целом оба варианта равносильны, так как передают одни и те же инструкции. На мой взгляд, вариант с массивом более универсален, но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Простая фильтрация по значению

Для того, чтобы отфильтровать выборку по значению какого либо поля, в большинстве случаев достаточно передать в качестве фильтрующего параметра имя поля и требуемое значение. Например, мы хотим отфильтровать статьи по ID автора:

GET /api/v1/articles?authorId=25

Усложнённые варианты фильтрации

Многие интерфейсы требуют более сложной системы фильтрации и поиска. Перечислю основные и наиболее часто встречаемые варианты фильтрации.

Фильтрация по верхней и нижней границе с использованием операторов сравнения from (больше или равно), higher (больше), to (меньше или равно), lower (меньше). Применяется к полям, значения которых поддаются ранжированию.

GET /api/v1/products?price=500&price=1000

Фильтрация по нескольким возможным значениям из списка. Применяется к полям, набор возможных значений которых ограничен, например, фильтр по нескольким статусам:

GET /api/v1/products?status=1&status=2

Фильтрация по частичному совпадению строки. Применяется к полям, содержащим текстовые данные или данные, которые могут быть приравнены к текстовым, например, числовые артикулы товаров, номера телефонов и т. д.

GET /api/v1/users?name=John GET /api/v1/products?code=123

Именованные фильтры

В некоторых случаях, когда определенные наборы фильтрационных параметров часто употребимы и подразумеваются системой как нечто целостное, особенно если затрагивают внутреннюю, зачастую сложную механику формирования выборки, целесообразно сгруппировать их в так называемые именованные фильтры. Достаточно передать в запросе имя фильтра, и система построит выборку автоматически.

GET /api/v1/products?filters=recommended

Именованные фильтры могут также иметь свои параметры.

GET /api/v1/products?filters=kidds

В этом подразделе я постарался рассказать о наиболее популярных вариантах и способах получения требуемой выборки. Скорее всего, в вашей практике наберется намного больше примеров и нюансов касаемо этой темы. Если у вас есть, чем дополнить мой материал, я буду только рад. Тем временем пост уже разросся до солидных масштабов, так что другие виды запросов мы разберём в следующем приближении.

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Веб-сервер – это сервер, который принимает запросы от пользователя и выдает им ответы - документ, страницу или сайт.


Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Любой компьютер можно сделать сервером. Для этого нужно установить специальную оболочку.

Требования к технической части определяются количеством размещенных ресурсов и требованиями к скорости. Чем они больше, тем мощнее должен быть компьютер.
Чтобы было понятно, приведем аналогию. Вы заходите в библиотеку и просите выдать вам книгу. Библиотекарь находит нужную и передает вам. Библиотека - это сервер, в ней хранятся все данные. Библиотекарь - это оболочка, которая приняла запрос и направила ответ. Вы - клиент.
Можно отправить библиотекаря за дополнительной информацией – аналогично щелчку по ссылке. Разница в том, что один и тот же ресурс в интернете могут одновременно читать неограниченное число пользователей.
Обслуживание клиента производится по схожему принципу: приходя за книгой, мы можем задать вопрос библиотекарю (поисковая система) или заглянуть в указатель (ЯндексКаталог). Это помогает найти нужную информацию.

Что делает веб-сервер

Его главная задача – хранение информации. Страницы, файлы, изображения, текстовый контент.
Задачи:

  • Получать запросы.
  • Запускать программы на специальных языках программирования (серверных).
  • Формировать веб страницы.
  • Отправлять их назад пользователю.
  • Защищать информацию.
  • Проводить идентификацию посетителей.
  • Вести журнал обращений.
  • Обслуживать запросы других типов: mailto, и т.д.

Чтобы понять, как работает веб-сервер, надо иметь представление о принципах передачи информации в сети. В основе лежат правила, называемые протоколами: любой URL начинается с указания типа (ftp, http://, https:// и пр.).
Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи . Страницы сайта всегда имеют вид гипертекстового документа. Это конечный результат работы любой серверной или клиентской программы.

  • Когда пользователь вводит адрес или нажимает ссылку, браузер передает запрос, кодируя информацию по этим правилам.
  • Хост, к которому привязан этот адрес, запускает программы сервера. Каждая из них выполняет свои функции.
  • Полученные данные расшифровываются, команды выполняются.
  • Формируется гипертекст, кодируется и отправляется обратно.
  • Браузер получает ответ, преобразовывает код в html и показывает на экране страницу.

Что нужно для веб-сервера

Нужна машина, которая будет обрабатывать все запросы. Оцените нагрузку, которую должен выдерживать сервер. Это зависит от количества посетителей: чем больше запросов, тем требуется большая мощность.

Есть специальные компании, которые предоставляют услуги хостинга. Сервер вы арендуете. Вам дается квота для размещения файлов сайта.
Но если у вас простенький сайт, то можно обойтись своими силами.

Когда решен вопрос с сервером, надо привязать к нему статический IP-адрес.

Сайт становится доступен на веб-сервере после того, как зарегистрировано доменное имя, выполнено преобразование адресов службой DNS - связывание IP-адреса (например, 111.111.111.111) и доменного имени (www.site.com).

Самые распространенные сервера

Apache

Это бесплатный, свободно распространяемый продукт, у которого есть масса преимуществ:

  • Постоянная поддержка разработчиков.
  • Модули для работы с серверными языками программирования PHP, Perl, Python, Ruby, ASP и т.д.
  • Открытый код. Доработкой под свои нужды занимаются разные программисты. Например, русскоязычное сообщество адаптирует его к русской кодировке.
  • . Изначально был создан под Unix, но сейчас поддерживается Windows, Mac OS, BSD, Linux, OS/2 и Novell NetWare.
  • Безопасность.

При инсталляции укажите имя вашего хоста, например, localhost. В папку htdocs, которая лежит внутри папки Apachex.x (где x.x – номер версии) скопируйте любую html-страницу. Или создайте ее в блокноте, введя любой текст и сохранив с расширением html.

Когда в папке появился файл, откройте браузер и наберите адрес: localhost://ИМЯ СТРАНИЦЫ.html. На экране появится ваш текст – страница открыта с сервера. Если вы увидели ошибку «Не удается получить доступ к сайту», значит не запущен Apache. Его значок находится в трее.
Нажмите на него и выберите «Play». После этого все заработает.

NGNIX

Доля работающих на нем активных площадок составляет 21,13% (исследования Netcraft). Его в основном используют крупные компании и профессиональные разработчики: Yandex, Mail.ru, Rambler и пр. NGNIX выдерживает огромную нагрузку посетителей, надежен, безопасен и продуман.
Распространяется свободно, но появились платные версии Plus, стоимость от 2,500 $.

IIS

Его известность обеспечена громким именем разработчика. Представляет собой набор веб служб и интегрирован с Windows. Родной платформой программирования является ASP.NET, но можно внедрить и альтернативу, например, РНР.

Для полноценного хостинга требуется установка серверной операционной системы от Microsoft – Windows Server. 6-я версия вообще не была предназначена для хостинга, полноценная поддержка началась в 7-й. Приобретается он автоматически вместе с операционной системой и зависит от ее характеристик.

Установочные пакеты

Для начинающих программистов и разработчиков создаются инструменты, которые позволяют в несколько кликов развернуть веб-сервер у себя на компьютере.

  • OpenServer. Портативная среда разработки, включающая множество баз данных, языков программирования и их версий, а также дополнительные сервисы. Например, интерфейс работы с БД PhpMyAdmin. На сегодняшний день это самый популярный инсталляционный набор. Работает даже с флешки. Бесплатно скачивается на низкой скорости. За 100 рублей скорость увеличивается в разы.
  • Xampp. Активно поддерживаемый пакет: Apache, Php, Perl, MariaDB и пр. Имеет панель управления. Скачивается бесплатно.
  • . Очень удобный набор всех нужных инструментов, включающий Apache, PHP, MySQL, PhpMyAdmin. К сожалению, последняя версия включает устаревшие дистрибутивы. В целом для обучения подойдут и они. Судя по форуму проект больше не поддерживается.