Решение... Советы... Windows 10

Любая недостоверность информации на каждом. Достоверность информации. Проверяет ли кто-нибудь достоверность информации

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Агафонова М. С., Кунова Е. С. Проблемы медиаобразования и достоверность информации в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 341–345..htm.

Аннотация. Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечню необходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной. Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.

Текст статьи

Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Кунова Елена Сергеевна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете

Аннотация.Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечнюнеобходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной.Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.Ключевые слова:информация, недостоверная информация, достоверная информация, источники информации, проверенные информационные ресурсы, фактические ошибки, аргументация информации.

Актуальность темы исследования определяется тем,что в данный момент сеть Интернет пользуется огромной популярностью у большинства людей. В настоящее время мало кто представляет свою жизнь без электронной глобальной сети. С помощью Интернета потребитель информации значительно сокращает время и усилия напоиск необходимых данных, не сталкиваясь с проблемами доступа к ним. Проблема заключается в том, что за легкий доступ в сеть, потребитель не всегда получает достоверную, пройденную через сито профессиональной экспертизы информацию, так как, в большей степени, в сеть попадают ложные, не соответствующие действительности данные.В современном обществе Интернет является одним из самых востребованных источников информации. В нем очень удобно и просто отыскать нужные данные, затрачивая на это сравнительно меньшевремени, нежели при использовании газет, книг, энциклопедий, радиои телевещание.Интернет

1) содержать образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию;2) иметь лицензию;3) входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованиюв образовательных учреждениях;4) соответствовать ФГОС.Ни один не застрахован от получения ложной информации из электронных учебников, так как любой желающий вправе выпустить их.Доверять лучше всего только официальным словарям и энциклопедиям. Многие люди изо дня в день используют Википедию для поиска необходимого для учебы, работы, личностного развития, совершенно не подозревая, что пользуются свободной неофициальной энциклопедией, которую может редактировать любой желающий, поэтому все может быть, что они оперируют неточными данными и фактами.На вопрос «как удостовериться в правильности информации в Интернете», прежде всего, необходимо иметь представления о понятиях достоверной и недостоверной информации, а также уметь отличать их друг от друга.Информация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которые не существовали вообще или существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные. Достоверная информация –информация, невызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.Сведения со ссылкой на источник считаю также достоверными, если не возникает вопросов о достоверности самого источника.К источникам информации следует отнести следующее:

документы;

издания в печатном виде;

интернетсайты (порталы, страницы, СМИ и т.д.);

физические лица, имеющие интересные для СМИ сведения;

настоящаясредаобитания человека;

виртуальная информационная среда.Достоверным источником являются документы, которые проверяются юридически.Источники информации классифицируют по достоверности (достоверные, недостоверные) и компетентности (компетентные, некомпетентные).Информация в сети –это не гарант полной достоверности, поэтому при извлечении информации необходимо, в первую очередь, обратить внимание на ссылки источника.Компетентными называются те источники, которые уполномочены в той или иной области или вопросе.Если статьей или какойлибо другой работой в сети занимается человек, зарекомендовавший себя, как компетентный специалист, то ссылка не всегда необходима для проверки достоверности.Для того, чтобы узнать компетентный данный автор или нет, целесообразно ознакомиться с его другими работами, комментариями, уточнить наличие определенной занимаемой им должности, статуса, посмотреть отзывы людей о нем и его работах. При наличии данных об авторе из таких источников, как странички в социальных сетях, личного блога, можно узнать дополнительную информацию о наличии научной степени, опыта работы журналистом и т.д. Совершенно другая история в случае, если автор предпочел анонимность.Лучше всего опираться на авторитетные источники. Ими могут выступать научноисследовательские центры, статистические службы.В большинстве случаев по сети распространяется перепечатанная информация с одного сайта на другой. В такой ситуации очень сложно определить достоверность предоставленных данных, так как эти сайты могут опираться на один недостоверный источник.Рейтинг ресурса позволит определить авторитет и популярность данного контента, отзывы пользователей на материал сайта. Поисковые системы, как «Google» и «Яндекс», могут облегчить жизнь, указав индекс цитирования источника, показав похожие или идентичные сведения для сравнения и оценки правильности, а также выдав всю информацию из поисковых запросов.Сетевой ресурс может иметь специальное свидетельство о регистрации СМИ, в силу которого должен нести ответственность, выкладывая какуюлибо информацию, а значит, такой ресурс заслуживает особое внимание и доверительное отношение людей.РИА «Новости»,Интерфакс,ИТАРТАСС являются официальными информационными агентствами. Этим сервисам можно уверенно доверять и пользоваться данными, размещенными на их страницах.СетевоеагентствоNNS(Nationalnewsservice) или, другими словами, НСН (Национальная служба новостей) заслуживает особого внимания. Онодинамично развивает корреспондентскую сеть, ежемесячно представляет сборники статей, соответствующих высшему как публицистическому, так и теоретическому уровню.Издание Gazeta.ruтакже является источником, снабжающим качественной информацией. Ресурсы в сфере образования также проходят проверку на достоверность. Ниже приведен перечень проверенных сайтов.http://window.edu.ru

Единый доступ к учебнометодическим пособиям общего и профессионального образования.

http://schoolcollection.edu.ru

Коллекцияшкольных ресурсов для педагогов и учеников (методички, учебники по разным дисциплинам).http://fcior.edu.ru

Федеральный сервис сматериалами для среднего и профессионального образования.http://school.edu.ru

Методические материалы по предметам начальной и средней школы.Представленные ресурсы прошли научнометодическую экспертизу.Проверка и оценка фактов служит обязательным способом установления факта о достоверности данных.В Интернете можно обнаружить, что в информации вольно используют различные факты как достоверные, так и недостоверные. Научная недостоверность может свидетельствовать онеполноте сообщения. Это происходит тогда, когда сам автор не владеет в полном объеме информацией по данной теме, либо же когда он заведомо скрывает часть сведений, исходя из личных целей. В таком случае сокрытие части материала называют селекцией информации. Интерес привлекает читателей к паре свойствобъекта изучение или событию, явлению. Таким способом можно исказить информацию, повлечь за собой распространение научных ошибок.

При неверном понимании текста, при неправильном толкованиирождаются фактические ошибки. Они возникают вследствиенеспособности человеком дать оценку содержанию, усмотреть приведенные в тексте проблемы. Фактическая ошибка появляется при отсутствии умения обнаружить и сформулировать позицию автора.Фантазия автора зачастую может послужить возникновению фактических ошибок при добавлении в текст элементов собственного домысла. Причиной могут являться и неточное цитирование, путаница в терминах и смыслах.Поэтому необходимо уметь грамотно работать с фактами и давать оценку информационному сообщению.Аргументация фактов является одним из значимых моментов определения достоверности. Верно то, что можно обосновать. В этом заключается удовлетворение закона основания. Но хорошо аргументированные высказывания могут быть корректными и не корректными. Спорящим оппонентам важна победа, а не поиск истины. Ради победы стороны используют способы, которые далеки от логики.Чтобы ориентироваться в доступной к пользованию в Интернете информации и знать отличие достоверной от недостоверной, нужно:1) иметь навыки рационального поиска сведений, знать, что необходимо найти, чтобы грамотно сформулировать запрос в поисковой системе;2) подвергнуть осмотру источники информации;3) уметь оценивать и отбирать нужную информацию;4) научиться построению логики, структуры и плана функционирования информации;5) уметь определять фактические ошибки;6) определять скрытый смысл в тексте, систематизируя данные;7) отличать аргументацию научную и корректную от ненаучной и некорректной.В настоящее время обучение учащихся работе с данными является важным моментом, так как они в значительной степени подвержены за счет образовательных, психологических и возрастных особенностей воздействию неодобрительной, недостоверной, ложной информации.Интернет, в свою очередь, открывает подросткам доступ к информации, которую они желают получить. К традиционным СМИ тинэйджеры относятся с меньшим доверием, не реагируя на них. Уровень доверия к Интернету у таких представителей на несколько порядков выше, потому что в сети могут найти сравнительно больше интересующей информации по какомулибо вопросу. Но несмотря на такое воздействие информационных сервисов, степень подготовленности очень низкая.Проблема кроется в самостоятельной трактовкеполученных знаний и фактов за счет возрастных различий, жизненного опыта и уровня культурного развития личности.Исходя из данных тенденций, нужно научить детей и подростков использовать свой потенциал полностью, совмещая сразу несколько видов познавательной деятельности в сети.Процесс осознания полученных сведений играет большую роль при осуществлении личной информационной защиты.Любые технологии, в том числе и интернет, способствуют преодолению фактических проблем человека и разрешению определенных задач. Сосредоточенность учеников, степень овладения ими технологий и знаний напрямую взаимосвязано с умением преподавателя организовывать работу на уроке.

Для безошибочной организации какоголибо вида деятельности, а в данном вопросе при получении и анализе фактов, полученных из Интернета, необходимо: 1. Установить главную мысль и отдать ей предпочтение;2. Поставить перед собой определенные задачи;3. Выявить пути достижения конечной цели;4. Активизировать мышление;5. Определить возможные ошибки;6. Обеспечить контроль над исполнением.Для заострения внимания при восприятии фактов во время поискаинформации в сети, нужно прибегнуть к возможности посвоему ипоновому интерпретироватьее. Такой метод привлечет больше внимания учеников, повысит уровень заинтересованности, создав эмоциональную наполненность занятия, а также обеспечит обратную связь. Обратная связь может быть как со стороны учителя, так и учащегося при самоконтроле. Чтобы информация усваивалась просто, а занятия проходили эффективно, учителю при объяснении необходимо использовать те понятия и определения, которые соответствуют уровню образовательной подготовки учащихся. Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование сетевой информации очень полезно, особенно когда это выступает в качестве инструмента для достижения той или иной цели, приобретения интеллектуальных умений. Выявлено, чтоумелое пользованиеинформацией в сети Интернет, необходимодля обладаниямедиаобразовательными навыками, а также способамиработы с фактами для умения отличить достоверную информацию от недостоверной.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Сухинина Е.А.Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций// Современные наукоемкие технологии. 2013. № 101. С. 141142.2.ГостищевВ.Р., Агафонова М.С. Современное лидерство в сетевом менеджменте // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 20. С. 83.3.Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования// Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 7881.

К научным публикациям предъявляются более высокие требования, чем к беллетристике и журнальным или газетным статьям.

  • Ссылаясь на информацию из ненадежных источников, ваши читатели будут относиться к вашим аргументам с сомнением (потому что такие аргументы базируются на сомнительной информации).
  • Если вы будете постоянно пользоваться ненадежными источниками, то заработаете себе нехорошую репутацию.

Примите во внимание репутацию автора. В каждой области знаний есть авторы статей, репутация которых незыблема; ссылаясь на работы таких авторов, ваши аргументы никто не будет подвергать сомнению (и вы заработаете репутацию авторитета в вашей области).

Выбирайте научные или рецензируемые источники информации, которые должны стать вашими основными источниками при работе над академическим проектом. Информация в рецензируемых или научных публикациях максимально достоверна, поэтому пользуйтесь такими источниками без опаски.

  • Научные статьи написаны специалистами в конкретной области знаний для их коллег в той же области знаний и с большим научным опытом за плечами. Такие статьи пишутся с целью донести информацию до научного сообщества, поэтому их авторы должны быть высококлассными специалистами.
  • Рецензируемые статьи не только пишутся профессионалами, но перед публикацией еще и прочитываются и оцениваются экспертами, специализирующимися на теме статьи. Рецензенты определяют достоверность источников информации, изложенной в конкретной статье, оценивают методологию исследования и выносят профессиональное заключение о том, подходит ли конкретная статья для публикации в авторитетном академическом или научном журнале.
  • Почти все рецензируемые журналы распространяются по подписке (то есть за плату). Тем не менее, некоторые университеты предоставляют студентам бесплатный доступ к научным журналам. Более того, вы можете работать с такими журналами в библиотеках.
  • В библиотеке воспользуйтесь поисковой системой по библиотечным фондам и ограничьте поиск рецензируемыми публикациями.
  • Будьте осмотрительны, пользуясь онлайн источниками информации, так как они открыты для публикации мыслей любого человека (независимо от его мастерства и профессионализма).

    • Как правило, информация на сайтах государственных учреждений заслуживает доверия.
    • Сайтам коммерческих и некоммерческих организаций иногда можно доверять, а иногда нельзя. В этих случаях учитывайте репутацию компании или организации, которым принадлежит конкретный сайт.
    • Есть авторитетные организации, которые выкладывают только предвзятую информацию. Например, любая организация по охране животных будет публиковать субъективную информацию, соответствующую убеждениям или целям организации. С другой стороны, на сайте какого-нибудь государственного агентства по охране окружающей среды вы, скорее всего, найдете объективную информацию.
    • Информации на сайтах учебных заведений можно доверять избирательно. Иногда факультеты выкладывают информацию, касающуюся преподаваемых предметов, например, лекционные материалы. Такие материалы не являются надежными, так как не прошли процедуру экспертной оценки (описана выше).
    • Если возможно, найдите аналогичную информацию в рецензируемом источнике, а не на сайте учебного заведения.
  • Избегайте публикаций, сделанных за счет их авторов. Если издательство не хочет публиковать того или иного автора, то, скорее всего, в такой статье мало смысла.

    Отличайте научные и ненаучные публикации. Если рукопись автора принята к публикации, то это означает, что кто-то посчитал идеи автора достойными обсуждения. Тем не менее, существует разница между научными и ненаучными публикациями.

    Используйте учебники только для получения справочной информации. Учебники написаны на легкодоступном языке и в них содержатся основы того или иного предмета (без излишнего углубления в предмет). Поэтому при работе над серьезным академическим проектом пользуйтесь научными работами и статьями, а не учебниками.

    • Используйте информацию из учебников только в качестве справочной информации.
  • Учитывайте своевременность информации. Наука постоянно развивается и теории, казавшиеся революционными несколько лет или даже месяцев назад, сегодня могут считаться устаревшими или вообще неправильными. Поэтому всегда проверяйте дату публикации статьи или иной научной работы.

  • Используйте неавторитетные источники информации с пользой для себя. До сих пор мы обсуждали различные типы источников информации, которые неприемлемы для научной работы: многие веб-сайты, ненаучные статьи и так далее. Но есть способы использовать такие источники, не указывая их.

    • Как правило, студентам не рекомендуют пользоваться Википедией. Действительно, не стоит ссылаться на Википедию в серьезной научной статье: статьи в Википедии пишутся анонимными авторами (то есть вы не можете проверить их авторитетность) и они постоянно обновляются (то есть Википедия не является стабильным источником информации).
    • Тем не менее, если в неавторитетных источниках вы нашли полезную информацию, перейдите по ссылке на эту информацию и проверьте авторитетность ее источника; если данный источник информации заслуживает доверия, смело указывайте его в вашей работе. Таким образом, используйте Википедию в качестве отправной точки, которая укажет вам путь к авторитетным источникам информации.
    • Сделайте то же самое в случае любых других неавторитетных источников информации.
    • Если вы не можете найти информацию в авторитетных статьях, то такая информация не заслуживает доверия, и вы не должны работать с ней.
  • Узнайте альтернативное мнение. Если вы студент, преподаватель, сотрудник или выпускник какого-либо учебного заведения, свяжитесь с профильной кафедрой этого учебного заведения, чтобы выяснить авторитетность того или иного источника информации. Зачастую сотрудники кафедры хорошо осведомлены об авторитетных авторах в их области знаний.

    • Всегда выясняйте альтернативное мнение до окончания проекта. Если авторитетность одного или нескольких источников информации, с которыми вы работаете, ставится под сомнение, то вы рискуете не успеть закончить проект в срок, так как будете искать другие источники информации.
  • Подробности Категория: Компьютеры и цифровая техника Просмотров: 3094

    Каким данным из Интернета можно доверять

    Сегодня Интернет самый популярный источник информации. Оно и понятно – поиск в Сети занимает меньше времени, чем чтение справочной литературы, а тем более визит в библиотеку, просмотр подшивок газет и телевизионных передач.
    Пользуются Интернетом и рядовые пользователи – чтобы узнать почему перестал работать пылесос, и государственные чиновники, бизнесмены и коммерческие организации. Для последних оперативно полученная информация это не только комфортные условия труда, но, зачастую, и вполне осязаемая прибыль.
    Информация из Всемирной Сети сегодня провоцирует нас к различным действиям.
    С помощью медицинских сайтов мы ставим себе диагнозы, назначаем лечение. На автомобильных – проводим удалённую диагностику сложных неисправностей своей машины, на женских форумах обсуждаем как воспитывать детей.
    Часто опубликованная информация оказывается действительно полезной для пользователя. Например, обсуждение техники на форуме даёт возможность узнать о недостатках конкретного устройства и как его можно починить самому. Кроме того, владелец такой бытовой техники может оценить – насколько обоснована стоимость ремонта в местной мастерской.
    То есть подобные ресурсы полезны, так как занимаются просветительской деятельностью.
    Бывает, что обсуждение ведут между собой профессионалы – тогда обмен советами – это в каком-то смысле бесплатное повышение квалификации. И это тоже плюс таких сайтов.

    Доверяй, но проверяй

    Но доверять всему, что понаписали в Сети слишком наивно и даже глупо, ведь Интернет это зона свободного доступа, где каждый может делать что ему вздумается. Давайте узнаем, как оценить достоверность информации в интернете. Вот какие есть способы для проверки данных:

    1. Проверка фактов Факты выдумать невозможно, так как их достоверность уже установлена. У любых фактических и статистических данных есть источник. Проверьте точность опубликованных фактов и числовых значений, и сразу станет ясно – какие данные использованы на сайте. Хорошо если есть ссылки на авторитетные официальные источники. Если выяснится что эти данные неточные или не соответствуют действительности, то и остальные материалы сайта также не заслуживают доверия.
    2. Поиск других источников Сравнение – самый эффективный способ установления истины. Одну и ту же недостоверную информацию редко публикуют на нескольких сайтах сразу, если только речь не идёт о заказной политической пропаганде. Так что, если одно и то же вы прочитали на разных ресурсах, то информации можно доверять. Но обязательно проверьте первоначальный источник – может оказаться, что все сайты использовали одну ти ту же ложную информацию.
    3. Использования материала другими сайтами Перепечатка данных с сайта другими ресурсами – хороший знак, значит, этот источник пользуется доверием. Чем больше число ссылок есть в Интернете на исходный материал, тем больше его авторитет. То есть это подтверждает подлинность приведенной там информации.
    4. Как выяснить рейтинг сайта Достаточно простой способ проверить правдивость информации, это поинтересоваться репутацией сайта, с которого она взята. Солидные ресурсы обычно пользуются доверием, так как дорожить своей репутацией и не размениваться на сомнительные сенсации. Определить популярность сайта можно через топ «Гугла» и «Яндекса». Другой способ – набираете в поисковике название сайта и слово «отзывы». В принципе плюс к репутации наличие свидетельства о регистрации Онлайн-СМИ, такой сайт несёт ответственность за опубликованную информацию. Не вызывают сомнения и данные, опубликованные на официальных сайтах компаний или административных органов, так как это, по сути, первоисточники.
    5. Кто автор материала? Чтобы выяснить, можно ли доверять статье, поищите информацию о её авторе, познакомьтесь с его работами и отзывами читателей. Если автор статьи опытный журналист или имеет научную степень, то вероятность, что его доводы можно принимать всерьёз, возрастает. Можно попробовать найти в Сети его блоги, аккаунты в социальных сетях и другую информацию, чтобы составить определённое мнение об авторе.

    Поиск – дело тонкое

    Процесс поиска информации – дело тонкое. Обычно, когда хочешь что-то найти, то точно не знаешь на каких сайтах могут быть интересующие тебя данные. В основном люди используют поисковые сервисы Google и Yandex, реже Yahoo, Rambler и Mail.
    Для поиска специальной информации есть особые поисковики:

    • astalavista.box.sk – поиск бесплатного программного обеспечения;
    • www.bigfoot.com – поиск людей;
    • www.lycos.com – поиск музыки, видео, изображений;
    • el.visti.net – поиск рефератов, дипломных работ;
    • www.deja.com – поиск новостей;
    • www.internetri.net – украинский каталог.

    Результат во многом зависит от формулировки запроса. Любой поисковик ищет в своей базе данных из миллиардов страниц ту информацию, что совпадает с заданными параметрами. Для этого он использует программу индексации, которая распознает текст, связи, и другие параметры страницы, и сохраняет это в базе данных так, чтобы страницу можно было найти по ключевым словам. После того, как вы ввели поисковый запрос, поисковая машина находит заданные слова в своем индексе. Если бы она искала по всему Интернету, то это бы заняло несколько суток. Но так как поиск идёт в индексе, то некоторые результаты бывают устаревшими. Даже бывает, что страницы уже нет, а поисковик её предлагает в выдаче. В то же время многих свежих страниц в поисковом результате нет. Поэтому если не получилось найти что-то с помощью одной поисковой системы, поищите в другой. Замечено, что Google добавляет новые страницы в индекс намного быстрее – буквально в тот же день, а вот в Яндексе этот процесс может затянуться на неделю и даже больше.

    Делаем выводы

    Чётко уясните, что вы ищете. Правильно сформулируйте запрос – это сэкономит время и усилия, и позволит отыскать именно то, что вы хотели. Доверяйте официальным сайтам, информационным агентствам, научным институтам и их исследованиям. Можно верить материалам, перепечатанным из реальных источников – учебники и энциклопедические данные. Достоверность информации в интернете высока именно при таком подходе.
    Осторожно относитесь к сайтам типа Википедии. Например, на этом сайте информация может быть недостоверной, так как редактирование статей здесь доступно разным пользователям – и опытному профессору, и обыкновенному школьнику. Википедия поможет вам расширить свой кругозор, но ссылаться на неё в серьезных разработках и статьях рискованно.
    Отдельно о блогах и блоггерах, так называемых «гражданских журналистах», порой они выкладывают очень интересную информацию, которую в официальных СМИ не публикуют. Но кроме автора блога никто не может подтвердить её достоверность. Поэтому к блоггерским данным нужно относится осторожно и проверять их намного тщательнее. Даже если речь идёт о блоге известной личности или высокопоставленного чиновника.
    Руководствуясь перечисленными советами, опытный пользователь легко отличит правду от лжи. Хотя нельзя исключить вероятность, что даже искушённый человек может попасться в ловушку. Красиво оформленные сайты мошенников и жёлтой прессы могут ввести в заблуждение любого.
    При этом даже слегка недостоверные сведения способны нанести ущерб в реальной жизни. Например, вы бронируете отель, почитав восторженные «заказные» отзывы, а когда приезжаете на место, то видите не современные апартаменты, а хижину без горячей воды и с удобствами на улице.
    Также можно нанести ущерб здоровью бездумно пользуясь методами «народной медицины», которых полно в Интернете. Особенную опасность представляют непатентованные медикаменты, которые якобы избавляют от импотенции, геморроя, подагры и других хворей буквально за несколько дней. Купив такой продукт, вы можете не только потерять деньги, но и нанести вред здоровью.
    Так что всегда проверяйте все данные, найденные в Интернете, потому что последствия пользования недостоверной информацией могут быть печальными.

    Многие новички Интернета думают о нем как о некоем Совершенном Компьютере, источнике Всей Информации Обо Всем. Это не ново: я наблюдал точно такую же модель поведения в конце 80-х годов, когда наплыв свежих пользователей модемов непомерно раздул ряды CompuServe, America Online и других сетевых служб. Тогда, как и теперь, многие новички выходили из себя, если нужная информация оказывалась недоступной. Они бомбардировали старичков такими вопросами, как «Где я могу найти телефонные номера Милуоки, которых нет в телефонной книге?» и «Где полная генеалогия семьи?»

    Они хотели самые разные сведения, которые не могли больше нигде найти, и хотели получить их легко и бесплатно. Большинство новичков быстро выходили из заблуждения, что буквально все можно найти в сети. Они, тем не менее, не могли избавиться от чувства оскорбленной гордости тем фактом, что кто-то осмеливается взимать плату за информацию, которую трудно найти (например, дорогие демографические обзоры).

    Я говорю все это просто для того, чтобы подчеркнуть, что наше общество придало информации в сети незаслуженный мистический ореол. Может быть, виною тому все эти научно-фантастические фильмы, где действовали всеведущие компьютеры или роботы, а может быть, нашел отражение порыв к исполнению всех желаний. Вероятно, и то и другое.

    Независимо от источника или причины, многие из нас ожидают, что у компьютеров под рукой есть все нужные нам сведения или что они, по крайней мере, могут их для нас найти. Такая потребность в информации соблазнительна. Она заставляет обычно рациональных людей полагать, что любая находимая ими информация соответствует действительности, если только она является ответом на заданный вопрос. И они попадают в ловушку.

    Очень немногие способны вынести суждение о достоверности и правдивости сетевой информации. Мы можем найти сайты, которые назовем грубыми, неподобающими, неуместными или политически неграмотными. Но только в исключительно редких случаях информация, предоставляемая на сайте, рассматривается с точки зрения ее соответствия действительности.

    Это плохо. Потому что в WEB полным-полно недоброкачественной информации.

    Проверяет ли кто-нибудь достоверность информации

    Точно так же, как в Интернете нет полиции, там нет и центрального издательства, библиотеки или какого-либо учреждения по контролю информации. Информация может быть помещена в сеть любым желающим создать сайт.

    Это значит, что в сеть может быть помещено что угодно без опоры на факты и вообще без соотнесения с действительностью. Вы можете найти повествования людей, утверждающих, что общались с НЛО, «подлинную версию» того или иного исторического события и прочие несусветные выдумки, выдаваемые за правду.

    В других средствах коммуникации дело обстоит иначе. Газеты, теле- и радиоматериалы, журналы и книжные издательства обычно вполне точны, потому что они проверяют факты и не пытаются (как правило) выдать мнение или теорию за факт.

    На сайтах никто не проверяет факты. Думаю, что для многих читателей это очевидно. Я должен, однако, отметить это особо, потому что многие пользователи Интернета относятся к нему так же, как к другим средствам информации. Но многое в Интернете выглядит полноценным только благодаря мистическому ореолу, о котором я упоминал выше, и благодаря легкости, с которой можно придать WEB страницам вид профессиональных публикаций.

    Кто угодно может составить сайт, на вид вполне доброкачественный, ничуть не менее яркий и профессиональный, чем сайты, принадлежащие журналу Time, телеканалу ABC, Neir York Times, Wired или другим общепризнанным средствам информации. Смотрите сами: сайт, посвященный еженедельным путешествиям Мики Битско к сердцу солнца в компании пришельцев с Венеры и Песьей Звезды, получил такую же популярность, как Time и Wired.

    Неожиданно, но факт вся информация выглядит одинаково. В частности, она выглядит одинаково правдоподобно. Интернет не ставит необходимым условием соответствие информации действительности, и поэтому у потребителей информации нет никакой возможности отличить точный репортаж от пропаганды, реальность от вымысла, факт от фикции. Вымышленную или вводящую в заблуждение информацию в Интернете очень легко выдать за факты.

    То же самое относится к слухам. Например, к вирусным шуточкам.

    Кто же виноват? Не обширная служба новостей или команда исследователей, а, конечно, Мики Битско - межпланетный путешественник - и тысячи ему подобных. Многие играют тоньше, они просто придают информации нужный уклон или подтасовывают факты, чтобы поддержать свою точку зрения вместо реальной картины. Некоторые выдают свои домыслы за факты. Другие могут вообще быть не в курсе фактов, и сами могут верить в ложную информацию, которую предоставляют. Такие люди никому не подотчетны, и они не потеряют работу из-за распространения ложной информации, намеренной или по невежеству. Если вы не верите их информации, вы не можете объявить им бойкот или протест в средствах массовой информации.

    Отсюда два совета:

    • не считайте Интернет таким же средством информации, как телевидение, радио, газеты и журналы. За немногими исключениями, он не имеет с ними ничего общего;
    • не принимайте на веру все, что видите в Интернете.

    Не забудьте: свобода слова - хорошая штука, но от нее ложь не становится правдой.

    Информационные стратегии в Интернете

    Когда вы имеете дело с информацией, найденной в сети, хорошей стратегией будет внимательно рассмотреть ее источник. Материал о торговле наркотиками в сетевой версии журнала Time с большей вероятностью окажется основанным на фактах, чем такой же материал, исходящий от маленькой новоиспеченной политической организации, где искажение фактов всегда стоит на повестке дня. Главным образом это происходит потому, что коммерческие сайты по средствам массовой информации кому-то подотчетны: своим организациям вне сети, своим владельцам и инвесторам, подписчикам и зрителям. Любой источник информации в WEB, имеющий аналог в реальном мире, скорее всего так же надежен, как этот аналог.

    Проверяйте информацию, которую находите в сети. Ошибки иногда вкрадываются в материалы, переведенные или измененные еще каким-либо образом, и люди тоже ошибаются. В общем, при малейшем сомнении - проверяйте.

    Наконец, подумайте вот о чем. Информацию, доброкачественную или нет, трудно удалить из WEB. Легкость, с которой информация в сети копируется и размножается, гарантирует ее скорое и широкое распространение. Но устранение ее идет куда медленнее. Один бит скверной информации может быть тысячекратно размножен за считанные дни, но возвращение и исправление ее происходит медленно или вообще не происходит.

    Количество недостоверных материалов в интернете растёт в геометрической прогрессии — читателям предлагаются слезливые истории, которых никогда не было в реальности, или случаи вопиющей несправедливости, которые на поверку оказываются историей с двойным дном. Иногда в Сети собирают деньги на помощь людям, которых не существует, — таким образом мошенники отнимают деньги у тех, кому действительно нужна помощь.

    Пора учиться отличать правду от вымысла. Сейчас обилием недостоверной информации — иными словами, фейками в Сети — озаботились и крупные интернет-корпорации. Социальная сеть Facebook даже вводит специальную кнопку, с помощью которой пользователи могут пожаловаться на ложные публикации.

    Рассказываем несколько простых правил, с помощью которых любой человек может провести проверку сообщения на достоверность.

    Проверяем картинку. Визуальная информация воспринимается быстрее и глубже текстовой, поэтому создатели фейков часто используют фотографии в качестве доказательств ложных фактов. Когда-то проверить, когда фото появилось в Сети и на какой странице, было сложно. Сейчас — проще простого. Google давно запустил инструмент поиска по изображениям. Для того чтобы найти первоисточник, можно зайти на страницу сервиса «Google Картинки», найти рядом с поисковой строкой изображение фотоаппарата, щёлкнуть по нему и выбрать, как будет производиться поиск — по загруженному вами файлу или по ссылке на изображение. Если вы используете браузер Google Chrome, то достаточно просто кликнуть по фото правой кнопкой мыши, и в выпавшем меню выбрать «Найти это изображение». Поисковик мгновенно выдаст вам страницы с этой же картинкой. Так и выясняется, что фотография, которой иллюстрируется то или иное происшествие в фейковом сообщении о современности, сделана 5 лет назад, в другой стране и по другому поводу. Или что фото ребёнка из, например, Мурманска, на лечение которого собирает деньги пользователь социальной сети, на самом деле сделано три года назад, например, в Канаде.

    Проверяем видео. Видеоролик и его достоверность проверить сложнее. Во-первых, следует обратить внимание на монтаж — в созданном фейке могут быть грубые склейки. Например, кадры будут сильно разниться по качеству, так как их надёргали из разных видео. Если есть за что зацепиться — в кадре могут быть важные детали, указывающие на даты и место события, — то можно составить запрос для интернет-поисковика и посмотреть, нашло ли упомянутое в сюжете происшествие отражение в местных новостях или сообщениях на форумах и в социальных сетях.

    Ещё один совет, как заподозрить фейк — отключить в голове «оболочку» , то есть всё, что обрамляет сюжет: заголовок, описание видео, пост в социальной сети, к которому это видео прикреплено. Посмотрите ролик непредвзято. Если вы слышите только общие слова, которые легко встраиваются в любой контекст — возможно, перед вами фейк. Помогает и чтение комментариев — может быть, кто-то из тех, кто смотрел видеоролик до вас, уже вспомнил, где видел оригинал.

    Проверяем персонажей. В наше время практически каждый человек оставил свой след в интернете — странички в социальных сетях, списки на сайте школы или вуза, успехи в профессиональной деятельности. Если мы видим, что подозрительное сообщение комментирует некий эксперт, — проверить его личность должно быть проще простого. О настоящем эксперте интернет знать должен. Если он действительно профессионал. В случае, если о нём нет никакой информации — скорее всего, перед нами эксперт липовый. С очевидцами всяческих происшествий сложнее, но поискать стоит. Персонаж, о котором в Сети нет никаких данных, может оказаться вымышленным. Ну, или сотрудником спецслужб, но это уже совсем другая история.

    Проверяем структуру текста. В заведомо ложном тексте не должно быть конкретных фактов. В нём должны быть рвущие сердца и бьющие через край эмоции. Так, чтобы человека накрыло возмущением ещё до того, как в дело включится логика и здравый смысл. Поэтому, если вы видите мало подробностей, но много восклицательных знаков — это повод насторожиться. И на всякий случай провести проверку — по фото, видео, персонажам и всем фактам, которые есть в сообщении. Речь идёт о детском доме, школе, больнице? Наверняка там указано её название, в интернете легко найти телефон и позвонить, чтобы уточнить информацию. В процессе может оказаться, что такого учреждения вообще не существует — и такое бывало.

    Проверяем ссылки и цитаты. Если в публикации в социальной сети есть ссылки на СМИ или сайты, с которых взята информация, то разумно было бы найти первоисточник сообщения. Если есть ссылка на слова публичных людей — лучше сравнить их с оригинальной цитатой, которую можно найти с помощью любого интернет-поисковика.

    Проверяем данные благотворительных фондов. Часто в Сети собирают деньги на благотворительные проекты, которые в итоге оказываются очередным мошенничеством. Руководитель проекта Добро Mail.ru Александра Бабкина и благотворительное собрание «Все вместе» подготовили 10 правил, с помощью которых можно отличить реальные просьбы о помощи от поделок мошенников. Первая рекомендация — зайти на сайт фонда. Он вряд ли настоящий, если:

    1. У него сомнительный адрес, «кривая» транслитерация.
    2. Он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнёров у него нет.
    3. «Забывает» про отчётность: такого раздела на сайте может даже не быть вовсе.
    4. Удаляет комментарии на сайте и банит задающих вопросы.
    5. Не указывает банковские реквизиты — только электронные кошельки.
    6. Указывает слишком высокий размер пожертвования.
    7. Просит перевести деньги на личный счёт, а не на счёт организаций, осуществляющих помощь.
    8. В просьбе о помощи нет указания места и других важных деталей.
    9. Для доступа к объявлению о помощи требуется отправить смс или пройти верификацию.
    10. Попробуйте позвонить в такой фонд. В большинстве случаев вам вряд ли ответят.

    Эти правила касаются не только сообщений от благотворительных фондов — если пользователь просит о помощи, но в качестве реквизитов даёт только электронные кошельки или номер для смс, это должно вызвать подозрение. Если в его сообщении нет никакой конкретики — фамилий, мест, названий больниц, номера телефона — это ещё один повод насторожиться. И провести дополнительную проверку.